Арсений Николаевич Чанышев
(Арсений Прохожий)

Я хочу, что б ходили легенды
О Прохожем в грядущих веках.
Я хочу умереть, как Альенде
С автоматом горячим в руках!

Арсений Прохожий, на черта похожий,
Но всё же немного похожий на Бога.
Он жил неумело, трясли словно грушу.
Чёрт взял его тело. Бог взял его душу.

      Реквием

Я лежу, расстрелянный,
Поперёк Москвы.

Подо мной расстелено
Небо синевы.

Как бинты кровавые,
Облака в заре...

Я погиб со славою
В чёрном октябре.

У “Белого дома”. 04/06.10.97

 

Я счастлив и досрочно, и сверхсрочно...
Железно и бетонно. В общем прочно...
Я счастлив беззаветно... Эпохально...
Всемирно-исторически... Нахально...

Я счастлив вдребезги, насквозь и неизбежно...
Я счастлив вдумчиво, серьёзно и прилежно...
Продольно счастлив я и поперечно...
Я счастлив зверски и бесчеловечно,

Пожизненно, посмертно и бессрочно...
Не как нибудь я счастлив, а поточно!
Не как нибудь я счастлив - коллективно,
Бригадно, взводно, кооперативно...

Я счастлив в среднем. Счастлив за другого.
И вместе с ним я счастлив за Петрова...
Я счастлив беспощадно... объективно...
Я счастлив так, что самому противно!

Обращение

Граждане России! Хватит вымирать!
Наступило время камни собирать!

Наступило время каждому по силе
Сделать вклад свой личный, чтоб была Россия!

Что бы там ни лгали, нам ещё не вечер.
Граждане России! Созывайте вече!

Как святой Георгий, мы поборем змия.
От его зловонья обмерла Россия.

Граждане России! Чистые сердца!
Выгоним с позором жёлтого тельца!

21.12.97/12.02.98

 

Содержание


Философ, поэт, гуманист

 

ЧАНЫШЕВ АРСЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - специалист по философии и её истории, публицист, поэт; доктор философских наук, профессор.

Род. в г. Новочеркасске Ростовской обл. 18 апреля 1926 года. Отец Чанышева Тихон Николаевич Никитин ( род. в г. Воронеже в 1867 г. , с 1913 г. епископ Модест, с 1936 г. архиепископ Смоленский и Вяземский, кандидат богословия, автор ряда книг по теологии) расстрелян в 1937 году.

Чанышев окончил философский факультет МГУ (1952), аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии того же факультета (1955). С 1955 по настоящее время работает на этой кафедре: ассистент, доцент, профессор (с 1991). Его кандидатская диссертация — “Сущность американского протестантизма ( на примере Рейнгольда Нибура) ” (1956), докторская — “Генезис философии и ее ранние формы” (1983).

В трудах Чанышева исследуются такие философские проблемы, как мировоззрение и его виды, философия как вид мировоззрения, генезис философии, профилософия и протофилософия, философия и парафилософия, общее и особенное в древнезападной философии, история древней философии, историко-философская проблема соотношения бытия и небытия и др.

К особенностям поэзии Чанышева следует отнести чувство нравственной правоты, традицию социально-философской критики. Судьбы современников в поэзии Чанышева предопределены историческим прошлым, в частности тоталитарным режимом.

(Энциклопедия "Философы России XIX - XX века")

к началу

Арсений Прохожий

Для одних стриптиз, попойки,
Для других одни помойки.
Эй, народ, не празднуй труса,
Выметай скорее мусор!

09.10.93

Какой фурор! Какой презент!
Какой великолепный шок!
Наш достославный Президент
Стал сам проситься на горшок.

8.03.99

Мы требуем: "Идите вон!
Не то мы с сербами по-братски
Откроем общий полигон
У вас в какой-нибудь Небраске!"

17.04.99

Ублюдок машет кулачками,
Разрушив все в борьбе за власть.
Сидеть бы в Горках вам сверчками!
Куда там! Продолжают красть

И гнать в Швейцарию валюту.
На наших детях этот долг.
Где взять Скуратова Малюту?
Скуратов просто – дохлый волк.

1.04.99

Олбрайт - новая Мессия -
Распевает: "Тра-ля-ля!
Индия, Китай, Россия -
Три большущие нуля.

Билл, прекрасен и неистов
Прекратил на время блуд.
Будет царство сионистов,
Как предсказывал "Талмуд!"

10.05.99

В начале будущего века
Белградом станет вся Москва
От нас останутся "ПРАВА" -
Одни "ПРАВА" без человека.

10.05.99

 

Возвращение назад

Интернет об Арсении Чанышеве

Посетите страницы в Интернете, посвященные А.Н.Чанышеву:
Страница философского факультета МГУ,
Страница клуба МГУ
Страница всемирного Философского конгресса

Мой друг, борись! Борись по праву!
Дрожи, Борис!
Борис Кровавый!

И в глаз, и в бровь вы били смелых.
Я вижу кровь
на стенах белых.

И что ты там в Кремле ни мелешь ¾
Стреляет танк.
То не забелишь.

По окнам “ТРАХ!” Прямой наводкой.
Глуши свой страх
Кремлёвской водкой!

Не Кремль, а хлев. Там служат чёрту.
Растит наш гнев Октябрь четвёртый...

Мой друг, борись! Борись, мой друг, по праву!
Дрожи, Борис!
Дрожи, Борис Кровавый!

05.10.97.

         Предостережение

... Не заметив, перешли экватор -
И несёмся в холод Антарктид...

Он придёт, безжалостный диктатор,
Демократом будет он на вид.

Проклиная “перестройку” - дуру
И ища на всё простой ответ,

Клюнет наш народ на диктатуру -
Кожею обтянутый скелет...

15.09.91

 

   

Библиография 

1. ФИЛОСОФИЯ

(только малая часть)

Философия Анри Бергсона. -М.: МГУ, 1960. – 56 c.
Протестантизм. –М.: Наука, 1969. 216 c.
Эгейская предфилософия. –М.: МГУ, 1970. 240 c.
Италийская философия. -М.: МГУ, 1975. 216 c.
Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. -М.: Высшая школа, 1981. 374 – С.
Аристотель. -М.: Мысль, 1981. 200 – С.
Начало философии. -М.: МГУ, 1982. 184 – С.
Трактат о небытии //
Gnosis. 1990. № 9. -Нью-Йорк. – С. 54-67.
Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. 512 – С.}
Трактат о небытии. 4-ое испр. и доп. изд.
// Категории. Философский журнал. 1997. № 2 – С. 4-14.
П
ai de i a .Twentieth World Congress of Philosophy. Abstracts of Invited and Contributed Papers. Boston, Massachusetts USA. 10-16 August, 1998. P.198.
Философия древнего мира: Учеб. для вузов.-М.,:Высш. шк., 1999.-703 с.

Возвратиться назад

Трактат о небытии

 

А.Н. Чанышев

ТРАКТАТ О НЕБЫТИИ

1. Небытие окружает меня со всех сторон. Оно во мне. Оно преследует и настигает меня, оно хватает меня за горло, оно на миг отпускает меня, оно ждет, оно знает, что я его добыча, что мне никуда от него не уйти. Небытие невидимо, оно не дано непосредственно, оно всегда прячется за спину бытия. Небытие убивает, но убивает руками бытия. Неслышными шагами крадется оно за бытием и пожирает каждый миг, отставший от настоящего, каждое мгновение, становящееся прошлым. Небытие гонится за бытием по пятам. Последнее стремится вперед, не разбирая дороги, теша себя мечтой о прогрессе, но впереди находит только небытие. Все большие скорости, все более высокие темпы жизни, все более дальние перемещения в пространстве, — разве это не стремление бытия хотя бы на мгновение оторваться от небытия? Но всякий раз небытие одним прыжком настигает нас. Оно встречает нас у нашей цели: мы бежим от него, а оно, улыбаясь, идет нам навстречу. Бытие только тень небытия, его изнанка. Оно как сверкающая всеми цветами радуги пленка нефти на поверхности океана, океана небытия.., оно как волна, бегущая перед кораблем, кораблем небытия.., оно покоится в небытии как ребенок в чреве матери... Небытие повсюду и всегда: в дыхании, в пении соловья, в лепете ребенка... Оно — сама жизнь!

2. Моя философия есть упразднение всякой философии, то есть мировозрения, которое всегда так или иначе подсовывает под небытие бытие, подчиняет первое последнему (конечно, лишь в воображении философа).

3. Историческая ошибка сознания состояла в выведении небытия из бытия. Собственно говоря, философия начинается с абсолютизации бытия, с измышления некоего вневременного, пребывающего начала, субстанциональной подкладки, если и изменяющейся, то лишь в своих внешних свойствах: вода Фалеса, апейрон Анаксимандра, воздух Анаксимена, огонь — логос Гераклита... Наконец, элеаты поставили точку над “и”, целиком и полностью отвергнув небытие, абсолютизировав и обожествив бытие. Пантеизм Ксенофана не случаен, он вполне в духе самой философии, ищущей абсолютное и вечное бытие. Атомисты, правда, восстановили небытие, но они поставили его в один ряд с бытием и свели к физической пустоте, т. е. как бы подменили субстанцию модусом. Платон придавил небытие могильной плитой вымышленного им вневременного мира. Аристотель надел на небытие маску потенциального. Христианская философия стала трактовать бытие как силу, творящую из небытия весь мир. Но не скрыто ли в идее творения из ничего признание первичности и абсолютности небытия? Редко-редко мы находим признание значения небытия. Согласно позднему буддизму, дхармы не имеют действительного значения, а в действительности существует только пустота, тождественная с нирваной, которая (пустота) только иллюзорно выступает как мир в его многообразии. Попытку анализа категории небытия мы находим в философии вайшешика. Там различали относительное небытие (сансарга-абхава) — отсутствие чего-либо в другом (S есть не в P) и абсолютное небытие — отличие одной вещи от другой (S не есть P). Относительное небытие выступает как несуществование до возникновения (праг-абхава), несуществование после уничтожения (дхванса-абхава) и отсутствие связи между двумя вещами (атьянта-абхава).

Философия нового времени не смогла воздать должного категории небытия. Даже Бергсон в противоречии с основами своей философии понимал небытие как несостоявшееся бытие чего-либо, как некую абсолютизацию обманутого ожидания. Даже Ницше не смог вынести образа небытия (вспомните змею, заползшую в глотку спящему) и искал успокоения в идее вечного возвращения. Даже Сартр не смог понять небытие как онтологический принцип, приписав его только сознанию, бытию для себя. В течение двадцати пяти веков философы, взявшись за руки, водили хоровод вокруг небытия, стараясь заклясть его.

4. Не только философия, но и религия, искусство, наука — различные, до сих пор неосознанные, способы заклятия небытия. Человечество все еще прячет голову под крылышко своей культуры, культуры бытия, неустанно восстанавливая мост над бурным потоком. На этот мост люди взгромоздили свои идолы, свои догмы и скрижали, на нем сидят, поджав ноги, Парменид и Спиноза, Гегель и Гуссерль.

5. Не только страх перед небытием, но и трудности, связанные с его пониманием, заставляют человека творить “культуру бытия”. Но теперь, когда человечество повернулось лицом к космосу, когда люди стали всего лишь землянами, им открылись пространственно-временные интервалы, где почти ничего нет... Но не только перед собой, но и в повседневном, будничном мире открыли земляне силы, способные все превратить в небытие. Последнее уже не безобидная пустота Демокрита, а нечто, способное растворить в себе любое бытие... Вот почему теперь легче представить и понять небытие, вот почему возможна моя философия, “философия небытия”.

6. Небытие существует. Несуществующее существует. “Что за вздор?! — воскликнет философствующий педант. — Где вы видели несуществующее существующим?

О, жалкий филистер! А где ты видел существующее существующим?! Где ты видел вечное бытие? Только в своем метафизическом воображении. И то потому, что ты недостаточно резв и не можешь обернуться столь быстро, чтобы заметить за своей спиной небытие.

7. Что небытие существует, можно доказать многими способами:

доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т. е. того, чего уже или еще нет. Это временной модус небытия;

доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте. Это пространственный модус небытия;

доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть. Это мобильный модус небытия;

доказательство от возникновения нового: новое — это то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших. Но где оно было, когда его не было? В небытии. Это эмерджентный модус небытия;

доказательство от противоположностей: миры и антимиры, частицы и античастицы, положительные и отрицательные числа, вообще все противоположное погашает друг друга в небытии и возникает из него как из нуля (система координат);

доказательство от различия: все сущее, всякое конкретное есть не столько то, что оно есть, сколько то, что оно не есть, А потому А, что оно не В, не С, не D и т.д.;

доказательство от случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть, следовательно, существование случайности предполагает существование небытия;

доказательство от субстанции: коль скоро существуют свойства, акциденции, то должен быть и их носитель — субстанция. Но она неуловима и в вещи нет ничего, кроме совокупности свойств. Как только субстанция получает определенность, она превращается в свойство (ведь нет ни материи, ни духа, а есть материальное и духовное). Следовательно, субстанцией может быть только небытие и т.д.

8. Впрочем, многие философы понимали, что небытие существует. Но и они думали, что небытие существует постольку, поскольку существует бытие. Я же утверждаю, что небытие не только существует, но что оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию.

9. Докажем, что небытие абсолютно, а бытие относительно. Для этого достаточно более внимательно взглянуть на вышеприведенные аргументы в пользу существования небытия. Начну с конца:

небытие абсолютнее бытия в той же мере, в какой субстанция абсолютнее своих состояний;

случайное абсолютно, а закономерное относительно, ибо ни один закон не может предусмотреть всех случаев. Вообще говоря, для случая нет закона. Закон есть только для случаев;

всякая данность в качестве для-себя-бытия конечна, а в качестве бытия-для-другого бесконечна, т. е. то, чем что-либо не является, бесконечно больше, чем то, чем что-либо является. Иначе А относительно, тогда как не В, не С, не D... абсолютно и бесконечно;

небытие, в котором как в среднем погашаются все противоположности, абсолютнее этих противоположностей. Вспомним хотя бы нулевую плотность во вселенной;

то, что есть, лишь малая часть того, что есть, что было и что будет;

движущееся тело находится в одной, конечной части пространства и не находится в другой, бесконечной части пространства;

любое тело существует в конечной части пространства и не существует в его бесконечной части;

все возникает на время, а погибает навечно. Возникновение и гибель неравномощны. Коль скоро время не феномен, а существенное свойство бытия, коль скоро все преходящее, то небытие абсолютно, а бытие относительно.

10. Учение об абсолютности небытия и относительности бытия не отрицает их единства. Я согласен с тем, что все сущее есть единство бытия и небытия. Но если у Гегеля небытие — только оборотная сторона бытия (что позволило ему вынести время за скобки), то у меня бытие — обратная сторона небытия, точнее, форма существования небытия.

11. Не существует абсолютного, вечного, тождественного бытия, бытие существует в качестве многообразия конкретных и преходящих ситуаций. Они неповторимы, ибо время необратимо.

12. Но, возразят мне, во всех превращениях что-то сохраняется. Муха усваивается стрекозой, а человек чертополохом. Но человек — не чертополох. Философия бытия делает упор на общности человека и чертополоха, философия небытия на их различии, а тем самым, именно последняя является подлинно гуманистической философией.

13. В вопросе о существовании бытия и небытия сознание исторически проходит следующие ступени:

Наиболее очевидным кажется, что существовать может только существующее, т. е. “только бытие существует”.

Но факт движения заставляет признать, что “существуют и бытие, и небытие”.

Но если существует единство бытия и небытия, то, тем самым, существует и небытие, то есть существует несуществующее.

Наконец, сознание понимает, что “только небытие существует”, чему и учит моя философия небытия.

14. Докажем теперь, что небытие первично. Понятие первичности и вторичности предполагает причинно-следственное отношение. Первичное — это первопричинное. Если мы под первопричиной будем понимать бытие вообще или же какое-либо его состояние, то возникает вопрос о причине первопричины. В ответ на этот вопрос одни тупо молчали, другие же, хитрые философы, говорили, что первопричина — это самопричина, т. е. что она является причиной не только всего другого, но и самой себя. Но и эти философы смутно понимали, что бытие не может быть ни первопричиной, ни самопричиной. Отсюда хотя бы неуловимая, исчезающая, но тем не менее реальная субстанция Локка. Только небытие, говорю я, может быть и первопричиной, и самопричиной: ведь то, что не существует, не нуждается в причине для своего существования.

15. До сих пор мыслили по схемам:

1. А есть (нет), потому что В есть (нет) — причинность.

2. А есть, потому что А есть — самопричинность.

Но просмотрели другой вариант:

А есть, потому что А нет.

То есть, небытие существует, потому что небытие не существует. Это положение единственное в своем роде. Мы не спрашиваем здесь, почему существуют слоны и не существуют мамонты. Мы спрашиваем о причине бытия как такового.

16. Небытие как самопричина отрицает само себя. Небытие небытия есть бытие. Для этого порождения не нужно ничего, кроме небытия.

17. Поскольку небытие существует, не существуя, и не существует, существуя, оно есть время.

18. Временность — атрибут бытия. Но так как все возникает на время, а погибает навечно, то время есть гибель.

19. Будучи небытием небытия, бытие неустойчиво. Выражением этой неустойчивости является становление, изменение, развитие, борьба противоположностей.

20. В основе всех противоречий лежит противоречие между бытием и небытием.

21. Развитие состоит в наращивании бытия, его интенсификации. Но, чем интенсивнее бытие, тем оно хрупче, тем оно подверженней гибели. Мы ходим по тонкому льду над океаном небытия. Жизнь не может долго удержаться на вершине бытия. Отсюда сон и смерть.

22. Время порождает пространство. Последнее — это остановившееся время, последовательность, ставшая рядоположенностью. Если бы существовало мировое сознание, то пространство можно было бы назвать его памятью. В пространстве больше бытия, чем во времени: все части пространства сосуществуют. Поэтому в пространстве часто видят символ бытия. Но в пространстве достаточно небытия, чтобы служить и символом небытия (хаос Гесиода, пространство как небытие у Платона и Демокрита).

23. Единство времени и пространства, за которым скрывается единство бытия и небытия, неустойчиво. Выражением этой неустойчивости является движение.

24. В движении есть сторона, соответствующая небытию, и сторона, соответствующая бытию. Первое — это энергия, а второе — материя. В материи содержится столько энергии, сколько нужно, чтобы вернуть ее в небытие.

25. Бытие первично, сознание вторично, ибо в сознании больше бытия, чем в бессознательном бытии. Сознание — высший тип бытия. В нем бытие торжествует и терпит свое наибольшее поражение.

26. Основа сознания — память. Благодаря памяти возможны мышление, чувства, воля. Память ставит плотину перед потоком ощущений. Они начинают наслаиваться друг на друга. Так возникают представления и понятия. Воля — это память, опрокинутая в будущее. Благодаря памяти, создается и мир сущностей, мир безликих архетипов, спокойное царство законов, мир идей, где индивидуальное становится несущественным.

27. Благодаря памяти возникает само представление об абсолютном бытии, возникает идеал вечного бытия.

28. Но благодаря памяти же гибель оборачивается гибельностью. Там, где нет памяти, гибель чего-либо есть и гибель его гибели. Благодаря же памяти, факт гибели А не погибает вместе с гибелью А. Гибель превращается в гибельность.

29. Так возникает противоречие между идеалом и действительностью.

30. Выражением этого противоречия выступает страдание. Оно есть атрибут сознания.

31. Именно страдание заставляет сознание измысливать идеал бытия, останавливать время. Человек в мыслях убегает от небытия. Вся психика человека пронизана страхом перед небытием, а вся культура может быть расшифрована как порождение этого страха.

32. Экзистенция или человекобытие — бытие, осознающее свою неустойчивость, осознание конечным своей конечности, а, тем самым, и противостоящей ему бесконечности, кричащее противоречие между конечностью (в реальности) и бесконечностью (в сознании).

33. Из этого противоречия возникает религиозное сознание.

34. Любовь — это попытка зацепиться за чужое бытие, а тем самым, сделать свое бытие более устойчивым. Любовь к Богу должна поэтому казаться самой нужной и самой сильной.

35. Из этого противоречия возникает и философское, метафизическое сознание, которое есть религиозное сознание минус любовь. Оно абсолютизирует бытие и упраздняет (на словах) небытие. Метафизическая память останавливает время, превращая последовательность в рядоположенность. Метафизическое мышление творит законы. Метафизическая воля порождает идею детерминизма и фатализма.

36. Понимание несоответствия метафизики сути вещей брезжит в диалектике, особенно в гегелевской диалектике. Но Гегель превратил небытие в изнанку бытия. Противоречие между системой и методом Гегеля — это слабое выражение противоречия между бытием и небытием. Главным недостатком диалектики Гегеля является игнорирование времени. Даже Бергсон понял время как непрерывность тождественных состояний.

37. Сознание бытия — это религиозно-философское сознание. Столкнувшись с тем, что все преходяще, что оно само, мыслящее бесконечное, конечно, что нет ни Бога, ни бессмертия, что любовь и дружба преходящи, как и все остальное, оно впадает в ужас. В силу обманутого ожидания торжествует нигилизм, переходящий в цинизм. Охваченное ужасом сознание бытия готово убить и себя, и бытие.

38. Спасает трезвое, реальное сознание, сознание небытия. Оно понимает первичность и абсолютность небытия, а потому видит в разлуке, измене, смерти, торжестве бессмысленного времени, в иллюзорности прогресса — этой хитрой попытке сознания бытия приручить себе время — естественные и закономерные явления. Сознание небытия не трагично. Оно является подлинно диалектическим: диалектическое воображение соотносит всякое будущее событие с будущим состоянием конкретного субъекта, диалектическая память запоминает события в их последовательности, диалектическое сознание вообще понимает смерть, разлуку, измену, ложь, заблуждение как естественное и первичное. Оно же является и подлинно атеистическим сознанием.

39. Диалектическая воля — воля, действующая свободно при всей своей детерминированности, ибо она детерминирована небытием. Вероятно, что нет ничего недетерминированного, но тем не менее есть свобода. Свобода — это детерминированность небытием. Несмотря на очевидность своей несвободы, человек чувствует себя все же свободным. Эта иллюзия объясняется тем, что человек способен “не быть”.

40. Человек небытия мужественен. Его мужество — это мужество быть несмотря на ничто, а не только несмотря ни на что. Он понимает, что всякая ситуация преходяща, он видит ничтожество всякой ситуации на фоне просвечивающего сквозь нее небытия, он смело смотрит вперед без надежды и отчаяния. Он не раскаивается и не мстит, ибо настоящее бессильно перед прошлым. Нищий, ставший богачем, остается нищим в прошлом.

41. Человек небытия понимает, что действовать — значит изменять своей свободе, ибо из многих “моглобностей” может реализоваться только одна, да и та лишь в качестве “нетойности”. Только философия небытия может обосновать философское отношение к жизни — атараксию и апатию, пребывание в ничтожестве, точнее говоря, возвращение в ничтожество и смирение.

42. Человек небытия понимает себя как небытие своего небытия, жизнь как небытие смерти, любовь как небытие ненависти, верность как небытие измены, истину как небытие лжи и заблуждения, свидание как небытие разлуки.

43. Человек небытия не консервативен. Понимая, что все преходяще, что всякое соответствие (всякое А есть Б) неустойчиво, он не будет стараться сохранить то, что нельзя сохранить. Ведь только ужас перед небытием заставляет людей сохранять семьи, где уже нет любви и т.п.

44. Сознание бытия — рабское сознание. Ведь еще Гегель показал, что господин тот, кто обладает сознанием небытия, кто не боится смерти, кто свою жизнь покупает ценою смерти.

45. Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв.

РЕЗЮМЕ

1. Небытие первично и абсолютно.

2. Небытие беспредельно во всех отношениях.

3. В своей беспредельности оно есть свое собственное небытие.

4. Небытие небытия есть бытие.

5. Бытие вторично и относительно. Абсолютного бытия нет.

6. Бытие как небытие небытия неустойчиво.

7. Выражением неустойчивости бытия является время.

8. Все существующее существует во времени.

9. Следовательно, все возникает и погибает.

10. Возникновение и гибель неравномощны. Все возникает на время и погибает навечно.

11. Атрибутом бытия является абсолютная гибельность.

12. Бытие первично, сознание вторично.

13. Основа сознания — память.

14. Благодаря памяти сознание приобретает видимость субстанциональности.

15. Осознанная гибельность есть страдание. Страдание — атрибут сознания.

16. Страдание заставляет сознание измысливать мир абсолютного бытия, то есть Бога.

17. Так возникает “сознание бытия” — религиозное в своей сущности сознание.

18. Вся предшествующая философия — варианты “сознания бытия”.

19. Но Бога нет.

20. Поэтому возникает “сознание небытия”: “сознание небытия” делает бытие прозрачным и видит за ним небытие.

21. Страдание перерастает в ужас.

22. Ужас заставляет сознание отрицать не только иллюзорное “сознание бытия”, но и себя. И бытие.

23. Мир погибает.

24. Если ужасу не будет противопоставлено мужество, “мужество небытия”.

25. Это высший вид мужества. “Мужество бытия” — мужество быть, несмотря ни на что. “Мужество небытия” — мужество быть несмотря на ничто.

26. Знать, что все проходит, и в то же время не впадать в ужас — вот чему учит подлинная философия, “философия небытия”.

Пумпари, 1962 г.

Возврат к началу

               ИЗ КНИГИ АРСЕНИЯ ПРОХОЖЕГО  "Я СЧАСТЛИВ..." М.1999.

Не равняй! Никогда не равняй
Человека со зверем! Не путай!
На животное зря не пеняй!
Даже если то зверь самый лютый -

 Он не ведает, что творит.
По естественному уставу
У гадюки укус ядовит,
Волк идёт на ночную облаву.

 В человеке же зверь озверел!
Не скотина, не зверь он – палач!
Посылая детей на расстрел,
Он спокойно суёт им калач.

 Он спокойно суёт им калач,
Чтоб его не тревожил их плач.
Собирают потом палачи
Ненадкусанные калачи...

010363

 

Чаще на Небо гляди тёмной безоблачной ночью!
Звёздною пылью тогда густо покрыт небосвод.
В каждой пылинке громадный мир заключён. Бесконечность
Стала наглядной...Как жалок день, что прошёл в суете!

064363

 

Для чего старалась,
Лжи сплетала кружево?
Всё равно осталась
Не моя, а мужева!

070363

...Я этот страх в младенчестве впитал.
Мать за отцом по всей Руси бежала.
Тот страх вошёл в меня бесчисленностью шпал, Бесчеловечной маятой вокзала...

090363

Я как поэт умнее и честнее.
Себя как человека. Мне виднее...
Но, если это так,
Какой же я дурак
Как человек
?

090363

Уже снега насторожились,
Ручьями ринуться готовы.
Куются в кузницах подковы.
И петухи распетушились.

Мяучат сладострастно кошки.
Сосулек конусы свисают.
И всё заметнее кусают
На Солнце мартовские мошки.

На лыжах без лыжни по насту!
Меня одолевает одурь.
Дремлю, пригревшись, словно лодырь,
Хоть эту презираю касту.

Но тягостна моя дремота...
А у Земли, прикрытой снегом,
Свиданье с ясным чистым Небом,
Свиданье до седьмого пота.

И я, ничтожнейший, раздавлен
Их тесным соприкосновеньем.
Бегу испуганным оленем,
Чужой любовью обесславлен.

10.03.63

Солнце в землю бьёт копытами,
Ржёт и тёплым светом мочится.
Ямки, впадины - корытами
Стали. Небо в них полощется.

 Как душисты воды талые!
Зачерни их сапожищами!
У реки исчезла талия -
Значит будем с пирожищами.

 Ни телегой, ни салазками!
Всё ручьями да ухабами...
Будь же щедр мужскими ласками
С истомившимися бабами!

100363

Мы зовёмся горожанами,
Потому что отгорожены
От мычания и ржания
Маникюром, макинтошами.

Мы не знаем Неба звёздного,
Торопливы в своей поступи.
Только дачными берёзами
К нам леса имеют подступы.

Зорь неведомо нам полымя.
Детворы дворы – колодцами.
О траву ногами голыми
Побоимся исколоться мы...

100363

Поля! Мне внятна ваша талость!
Сползут сопревшие снега.
Пройди и ты, моя усталость!
Меняю жизнь, как лось – рога!

Войди в меня, как входишь в вербу,
В ольху и в луковку подснежника!
Верни мне молодость и веру!
Даруй энтузиазм мятежника!...

110363

Пруда корыто
Тиной покрыто,
Дно его вязко,
Плавает ряска.

 Он для тритонов
Служит притоном
И для пиявок
Местом для явок.

Вечность почила
В люльке из ила.

12.03.63

Одуванчик в жёлтой шапочке!
Что ты так недолговечен?
Оттого ли плачешь в тряпочку,
До земли склоняя венчик?

Ты стоишь в зелёных тапочках,
Милый солнечный детёныш,
Над тобою Солнце - папочкой,
Для него ты сын-найдёныш.

Да, пройдёт немного времени -
Облетишь ты белой шапочкой...
Так ведётся в нашем племени:
Остаются только тапочки...
15.03.63

Продолжение будет опубликовано.


АРСЕНИЙ НИКИТИН

РОССИЯ

(1946 - 1995)

1

Свобода! Свобода! Богиня богинь!
Ушла ты от нас навсегда ли?
Надежда! Надежда! Хоть ты не покинь
В тюрьме из невидимой стали!

“Нас мало!” - Нас много и может быть больше!
А всё-таки что понимает народ?
Солдат-крепостной был душителем Польши...
Куда повернут - он туда и пойдёт...

????46

2

Я русский. В этом боль моя -
И счастье. Радость и усталость.
Люблю бескрайние поля -
Всё, что от воли нам досталось.

Я славянин. И тем горжусь.
Люблю тебя, моё славянство,
За неосознанную грусть
И роковое постоянство.

От Родины не отрекусь!
Пусть ты раба! Глупа и нища.
В тюрьме, в бою, на пепелище
Всегда мы нераздельны, Русь!

????46

3

Среди трущоб, среди глухих бульваров.
Церквей загаженных и улочек кривых,
Среди запруженных народом тротуаров,
Спалённых автосмерчем мостовых,

Среди квартир, где тараканьи гнёзда,
Где очереди в душ и в туалет, -
Утрачены Любовь, Надежда, Вера, Звёзды,
Нет только Тот, но даже этот Свет...

??0947

4

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Приветствую тебя, казармы уголок!
Весь в паутине ты. Давно паук мохнатый
Отсюда мысль и совесть уволок,
Оставив нам одни свои цитаты.

100249

 

5

Как ненавистен мне полдень серый!
Ещё тоскливей под Солнцем Мая!
Когда все верят - теряю веру.
И холод сердце моё сжимает.

060150

6

На дальнем севере задавленная льдами
Лежит, любви не ведая, страна.
Там острова - сиротскими домами.
Весна там - арестантская весна.

Но каждый год доверчиво и нежно
Рождаются невинные цветы.
Они как осуждённого надежда.
Они как осуждённого мечты.

Придёт ли час, когда Природа сбросит
Надгробную плиту тысячелетних льдов?
Когда Свобода с баррикады спросит:
“Готов ли ты?” - И я скажу: “Готов!”

170950

7

Сижу, закованный, в темнице.
Над ней и дождь, и зной, и град...
О, как и я был бурям рад!
Их предвещающей зарнице…

Но тщетно! Камень обомшелый
Несотрясаем, недвижим,
Как императорский режим...
Прикован цепью порыжелой,

Томлюсь в невидимый тюрьме.
И я во тьме...И всё во тьме...

????51

9

Дороги русские не гладки.
Они то пыльны, то грязны.
Но я пошёл бы без оглядки,
Ища старинной новизны.
Не поездом, не самолётом,
Не в голубом автомобиле -
Пойду полей твоих разлётом,
Как люди русские ходили.
Я запахи в себя впитаю
Полыни, молока и хлеба...
Уйду с котомкой - и растаю
В твоих просторах... Словно не был.

150363

 10

Одиноко бродим в полумраке.
Дали скрыл нахлынувший туман.
Мы - марионетки. Мы - зеваки.
Игроки в наскучивший обман.

Никогда не выйдем мы из роли.
Тем, кто вышел, гаркнули: “Замри!”
Нет у нас ни совести, ни воли.
Мы сложили их на алтари.

Бесконечны жертвоприношенья
Под победный медный стук литавр.
Всех идущих супротив движения
Пожирает лысый Минотавр.

020463

11

Проворонили, проглазели,
Проглядели глаза газельи.
Уронили. И не подняли.
И шпионили. И шпыняли.

О, всё та же судьба! Всё та же!
Перламутровый день под стражей.

200463

 

12

Как одинок, кто опорочен
За то, что избегал обочин,
Кто шёл вне строя, без дорог -
И где-то в поле занемог...

Когда-нибудь здесь будет город
И обывательский уют...
Пока лишь камни подают
Тому, кем быт привычный вспорот...

250563

13

Не пора ли, мой друг, не пора ли
Удалиться в надзвёздные дали?
Удавиться - и удалиться...
Может, кто-нибудь удивится:

“Вот не думали, не гадали,
Что уйдёт он в надзвёздные дали,
Что уйдёт он в космический холод...
Ах, как жаль! Он ещё был молод,

Он ещё подавал надежды...”
Будут строить догадки невежды
И отыскивать в сплетнях причины
Для моей малодушной кончины.

И, язык свой слюнявя тряпичный,
Скажут: “Это для нас не типично.
Мы строители. Мы пророки.
Перед нами открыты дороги.

Мы идём в лучезарные дали.
Наши руки лежат на штурвале...”
Ах, красавцы мои и крали,
Как случилось, что нас обокрали?

250563

14

Под красным изжёванным небом,
Среди измордованных стен
Лелею красивую небыль
И жду голубых перемен

Мечтая о штурме и шторме,
Себе я надеждою льщу,
Соратников верных ищу...
Но всё пресмыкается в норме...

????63

15

Что мы делали? Где мы были,
Когда их изощрённо били?

Когда дверью давили пальцы,
Загоняли под ногти иглы?
Где мы были? Да нас под зайца
Ежемесячно трусость стригла!

Где мы были? Да нас заботы
О насущном одолевали...
Наполнялись нектаром соты -
Идеалы околевали.

28/290564

17

Если ты не был в концлагере,
Если тебя не пытали,
Если твой лучший друг не написал на тебя анонимку -
И ты не вылезал из-под кучи трупов,
Чудом уцелев при расстреле,
Если ты не знаешь общей теории относительности
И тензорного исчисления,
И не можешь мчаться на мотоцикле
Со скоростью двести километров в час,
Если ты не убивал любимую,
Повинуясь приказу,
Если ты не умеешь собирать
Полупроводниковые радиоприёмники
И не принадлежишь к какой-нибудь мафии,
Чтобы самозабвенно орать “Ура!!!” вместе со всеми,
Если ты не можешь за две секунды
Спрятаться от ядерного взрыва,
Одеваться за счёт питания,
Жить впятером на восьми квадратных метрах
И даже не играешь в баскетбол, -
То ты не человек двадцатого века!

121064

18

Хорошо быть халтурщиком!
Веселые они всегда, сытые.
И деньжата у них есть, и девочки.
И всегда они идут в ногу со временем.

Теперь ведь всё так быстро меняется,
Что только халтурщик не отстанет:
Сегодня одно хвали, а завтра другое.
Хорошо быть халтурщиком!

Фальшивомонетчики -
Самые невинные из халтурщиков.
Те только деньги подделывают -
А эти самые высшие ценности:

Патриотизм и человеколюбие,
Истину и демократию,
Стихи и историю,
Любовь и хлеб...

Легконоги они, халтурщики:
Куда ветер подует - туда и они,
Подлое перекати-поле, несутся.
А подует обратный ветер -
И тут они впереди всех,
Пенкосниматели!

Ведь им нечего переоценивать:
Беззаветны они, халтурщики,
А потому весёлые и удачливые...
И все их любят...

051164

19

Я жил в Москве - недобром городе,
В лачуге, грязной и сырой.
Ребёнок плакал за стеной,
Дрались соседи за стеной,

Собака выла за стеной,
Гремели танцы за стеной...
На чердаке кошачий визг -
А подполом мышиный писк.

Я с коммунизмом в сердце жил.
Лачуга мне казалась раем,
Симфонией кошачий визг,
А гегемон мой, пьяный вдрызг,
Был для меня цветущим маем.

200165

20

Тишина, тишина над Россией.
На Россию легла тишина,
Вместо хлеба она и пшена -
Тишина...

020265

 

21

ОТТЕПЕЛЬ

Моя душа, поникшая, больная,
Немного начинает оживать
И шевелить побитыми крылами...
Я не скажу, что я свободен. Нет!
Но деспот мой - безликое ОНО -
Чуть удлинить мою изволил привязь ненадолго...
И начинают чувства оживать.
Зашевелились мысли в голове,
Ушибленной о притолку режима.

030565

22

Мы живём, как в падающем лифте.
Шахта глубока, но не бездонна...
Кто спасёт нас: Маркс или Мадонна?

100665

 

23

Начинается день перламутровый -
Распинается чья-то душа.
За вождями, немыслимо мудрыми,
Мы вприпрыжку бежим, чуть дыша.

Крепко спаянные одобрением,
Не одобришь - дадут плетей,
Мы готовы служить удобрением
Ради вымышленных идей.

120665

24

Он знал, что он не гениален, -
И нас расстреливал за это.
Не менее принципиален
Был лейтенант. Из пистолета

Он бил в назначенный затылок,
Нам не заглядывая в лица.
Мы только ряд пустых бутылок.
Он на вождя привык молиться.

150665

25

Над нам княжили варяги.
Нас отдали чужим богам.
Мы шли под княжеские стяги,
Приученные к батогам.

Мы были преданы татарам
Преступной распрею князей.
Мы были не людьми - товаром:
Собак меняли на псарей.

Сдирали кожу с нас малюты.
Нас муштровали на плацу,
Мы были для царей валютой...
Но поклонялись их венцу.

И даже в бунте самом яром,
Сорвавшись с мёртвых якорей,
Мы новым кланялись боярам
И новых славили царей.

150665

26

Свободу отдали народу -
А он не уберёг.
Но даже в злую непогоду
Чуть тлеет уголёк.

На нём пока пекут ватрушки...
Но долго ль до беды,
Когда ватрушки у старушки
Почти из лебеды.

И где-то в русской деревеньке
В избе в одной окно
В клопиных люльках плачут стеньки
И прочие махно...

Ну а пока живёт в избушке,
Лягавым невдомёк,
Мечтая о сосновой стружке,
Лукавый огонёк.

160665

27

Наши души невидимы -
Это нас и спасает.
Из себя только выйдем мы -
И нас тут же посадят.

Скажут, много в нас плесени
И других пережитков.
И с победными песнями
Уведут без пожитков.

Методично, без ярости
Изобьют нас каратели.
Уголовника-старосту
Нам дадут в воспитатели.

Нам придётся выстаивать
Перед лицами мглистыми.
Мы не будем утаивать,
Что в душе коммунисты мы.

160665

28

Нас убивали “при попытке...” -
И в отпуск ехали досрочно,
Таскали на ночные пытки -
И получали сверхурочно.

Когда двуногою мишенью,
Мы, корчась, звали матерей.
Мы были средством к повышенью
Начальников концлагерей.

160665

 

29

Я прославляю Бунт - без цели, без программы!
“Бессмыслен, - возражают, - этот бунт!”
Неправда! Бунт бессмыслен не бывает.
Во всяком Бунте нечто от Свободы -
И без него Порядок стал бы рабством.

300166

30

Запутались у парашюта стропы.
Игра не стоит свеч.
И Азия - могильщица Европы -
Выковывает меч.

301066

31

Кучки маленьких дождят
Смастерили дождики -
А из дождиков сложился
Беспросветный дождь.

Кучки маленьких вождят
Смастерили вождиков -
А из вождиков сложился
Беспросветный вождь.

200868

32

Жизнь прекрасна,
Небо ясно,
Воздух чист...
Трёхпрограммный репродуктор -
Оптимист.

300868

 

33

Я хочу в концлагерь
Строгого режима!
Раствориться в нём бы,
Как в ведре снежинка!

Как в воде снежинку
Пусть меня растопят!
Потому что против я!
Потому что против...

??0369

34

Я душою широк был -
А сделался узким,
Потому что родиться
Случилось мне русским.

А у русских царём
Ещё согнуты спины -
И на спинах катаются
Партмандарины.

Нет, китайцы - не главная
Наша опасность.
Нам страшнее китайщины
Госбезопасность.

Нам страшнее чужих
И далёких режимов
Наших маоцзедунчиков
Непогрешимость.

Им глумиться б над нами
Татарскими ханами,
Наших лучших людей
Называть “хулиганами”.

Я родился рабом!
Но теперь не пора ли
На душителей Духа
Нам идти за правами?

Да, я знаю, как трудно
Нам идти на лишения.
Да, я знаю, как страшно
Себя делать мишенями.

Да, мне ведом взлелеянный
Сталиным страх...
Но другие сжигают
Себя на кострах... 

Нашей хилой Земле
Угрожает крушение...
Принимай же решение!
Принимай же решение...

090369

35

Я не приемлю этот мир,
Где всё зачитано до дыр,
Куда ни глянь - висят пророки,
А люди злы и одиноки.

151169

36

Интеллигента попугай -
И перед нами попугай.

100471

 

37

Помиритесь араб и еврей!
Прекратите безумную свару!
Ведь для многих из вас соловей
Не поёт, взгромоздясь на чинару.

Обнимитесь, араб и еврей!
Не палите друг в друга из пушек!
Пожените-ка лучше детей!
Накупите для внуков игрушек!

Породнитесь, араб и еврей!
У порога прибейте подкову!
Уберите ружьё от дверей!
Да возлюбит Аллах Иегову!

??0571

39

Вновь надвигается Хаос.
Опять нас выдернут из грядок,
Корове выбросят под хвост...
Но всё же победит Порядок!

Не может Мир сорваться в пропасть!
Хаосом овладеет Логос.
Любители найдутся пенок -
И новый выстроят застенок.

170172

40

Разорван мир. Распалась цепь на звенья.
Сочувствья к жертве нет у палача.
Нет доброты. Нет радости общенья.
Над нами явь дамоклова меча.

Погибнем мы. На жертвенник науки -
Рабыни деспотов - мы все принесены.
Зачем детей рождаем мы на муки?
Зачем не знаем за собой вины?

Опомнитесь! Уродливым потомством
Мы будем прокляты. И он. И я. И ты.
Двадцатый век - век лжи и вероломства -
Остановись у роковой черты!

261072

41

БОРОДИНО

О, годовщина славная!
О, день Бородина!
Ничья, победе равная!
Хоть дверь отворена

В Москву, но всё ж вдоль Невского
Французы не пойдут.
О, героизм Раевского!
Прославленный редут!

О, Русь! Сумела выстоять.
Пошёл француз на дно.
Что, что - стоять под выстрелом
Терпенье нам дано.

А там зима нагрянула -
И больше нет дорог.
Тит Титыч из Бурьянова
Повылез из берлог.

И с поротыми спинами
За веру, за господ
Крушил врага дубиною
Наш праведный народ,

О, годовщина славная!
О, день Бородина!
Ничья, победе равная!
Священная война!

И прочая...И прочая ...
Я пел бы дальше славу,
Когда бы не упрочила
Ты крепостное право.

О60972

42

Россия, Португалия -
Две разные страны,
Но обе аномалией
Одной поражены.

Везде клокочут диспуты,
Везде кипит борьба,
А здесь чеканят деспоты
Всё нового раба.

Кто человека нового
Желает воспитать,
Тот старыми оковами
Не должен обрастать.

Закройте тюрьмы тайные -
И всё пойдёт на лад!
Пока, хоть страны крайние
В Европе, тот же ад.

Россия, Португалия -
Две крайние страны,
Но обе аномалией
Одной поражены.

120972

43

Уже не раз великие
Народы наши дикие
 плетью - так культурой
Жгли по спине понурой.

Дороги звали трактами,
Сажали нас на тракторы,
С голов срезали космы,
Вели в колхоз и в космос...

Но энергичных братия
Пройдёт - и вновь апатия.
И снова тишь, безвременье
Без искры, без сверкания.

И вновь на нашем темени
Проклятье отставания.

120972

44

Директор у нас - не директор
А, страшно и вымолвить, - “сам”.
Сверкает он, словно рефлектор,
И гладит себя по усам.

Но если он “сам”, тогда кто же
Начальник того “самого”?
“Самее” того этот рожей
И брюхом “самее” того.

Того подзывает он свистом,
Глядит, как петух на пшено.
Ну ладно! Пусть будет “самистым”
Начальник того “самого”!

А как же тогда самый-самый
“Самистый” на том языке?
Он словно павлин величавый.
Мы все у него в кулаке.

Мы все пескари. Он белуга.
Мы все сыроежки. Он слон.
Над ним только Бог и супруга.
“Самиссимус” пусть будет он!

200972

45

Стихи не должны быть округлы.
Стихи не должны быть певучи.
Стихи должны жечь, словно угли,
Быть, как ежевика, колючи.

Быть солью на свежие раны.
Хромыми быть, словно с протезом.
А рифмы пусть ржавым и рваным
Из них выпирают железом!

23/240972

 

46

БАЛЛАДА О КОСТЯХ

Стояли люди за костями
На родине вождя.
Швырялся ветер в них горстями
Осеннего дождя.

Но многим не достались кости.
Где взять на всех костей?
Ушли без ропота, без злости,
Без гнева на властей.

Кости бы делать из этих людей -
Не было б в мире дешевле костей!

28/290972 ?????????

47

Хоть рос я в заточении
Рабом нужды и скудости -
Всё ж некое свечение
Доносится из юности.

Без этого свечения
В суровой нашей крепости
Лишится всё значения,
Погрязнет мир в нелепости.

0301/181173

 

48

Ульяновск. Улица Свободы,
Что предназначена на снос.
Ни газа, ни водопровода.
Домишек потемневший тёс.

Заборы между них глухие.
За ними рай микросадов.
Дворы. Поленицы сухие
Берёзовых, сосновых дров.

Как много тишины и снега!
Стоят берёзы в два ряда.
О, как бы я хотел сюда -
На улицу начала века!

040173

49

Если любишь свободу
И живёшь налегке,
Твою душу как воду
Не зажмут в кулаке.

Мир насилия вещен.
Но за вещностью слов
Бескорыстный и вещий
Дух - основа основ.

В испытаниях новых
Будь к насилию глух!
Он свободен в оковах -
Твой неистовый Дух!

0401/201273

55

Изъела наши души грусть -
И мы себя мечтою тешим
Найти нетронутую Русь,
Уйти от трактористов к лешим.

151173

56

О, ты, величайший грешник
Десятого круга ада!
Пытаешься всякой блажью
Свою искупит вину.

Ты к дьявольской бомбе приладил
Такой гениальный скворешник,
Что скоро отправят гориллы
Всю нашу планету ко дну.

Что толку в твоём соцпозёрстве,
Когда засвербит вдруг совесть?

181173

57

Вверху обрубок колокольни.
Внизу урановые штольни.

201173

58

За мной охотятся.
В охоте знают толк.
Я - красный волк.
Ты - сука.
Нам не понять друг друга.
Вокруг меня враги.
Беги!

080274

59

Я вновь воскрес. Поднялся я из праха.
Потребность творчества во мне сильнее страха.

080274

60

Жил-был зайчик. Ел морковку...
А потом как взял винтовку!

120274

61

Мир погряз в обмане.
Правой левых лупишь.
Левая в кармане
Правым кажет кукиш.

250274

62

Самая прекрасная планета!
Милая любимая Земля.
В голубое небо ты одета.
В белый снег, в зелёные поля.

Нас наука учит очень мудро -
Во Вселенной мириады звёзд.
Только есть ли где такое утро,
Тихое безмолвие берёз?

Милая любимая планета
В кумачёвом одеянье зорь,
В белоснежье солнечного света,
Пусть тебя минуют глад и хворь!

Человек! Люби свою планету!
По рукам свяжи её врага!
Чтоб она по неземному свету
Не брела, безлюдна и нага!

060574

63

Скорее рот себе ушей!
Вокруг тебя полно ушей.
Но уши не всегда снаружи -
Чужие уши вшиты в души.

020974

64

Надоели наши споры!
Надоело сеять грусть,
Словно папоротник споры...
Всё я знаю наизусть.

240674

65

Мой стих, увы, не поэтичен.
То не поэзия - дневник.
И он к тому же не этичен...
Но всё же верю - не безлик!

260674

66

О, юности моей сомнительные годы!
Войны прожорливость и голода оскал.
Палач на палаче. Без привкуса свободы
Те годы тяжкие, где буйствовал фискал.

Как уцелел? Не знаю. Пронесло.
Бог миловал меня, чтоб я в другое время,
Подпругу подтянув и ногу вставив в стремя,
Карабкался в пегасово седло.

010774

67

Евтушенко! Евтушёнко!
Ты во все газеты вхож.
Ты, двуличная душонка,
Души скорбные не трожь!

Написал ты километры -
Только правды в них на грош.
Нас швыряют злые ветры -
Ты щекотка для вельмож.

121274

68

Содвинем бокалы! Свихнёмся с ума!
Да скроется Солнце! Да здравствует Тьма!

070175

 

69

Как мы пред ним пресмыкались!
Вспомните лоб его узкий!
К “Царству Свободы” концлагерь
Был непременной “нагрузкой”.

070175

70

Как всё смердит! Как всё полно обмана!
Любовь фальшива. Поцелуй - плевок.
В любой душе зловоннейшая рана,
Червями копошится в ней порок.

Нарушены Законы Мирозданья.
Отравлены Глубинные ключи.
Возмездья нет за страшные страданья.
В почёте доживают палачи.

090175

71

Лишить народ последнего рассудка
Намеревалась муза-проститутка.
И преуспела бы, когда бы самиздат
Не дал той музе вовремя под зад.

250275

72

Голодная волчица
С набухшими сосками -
За мною Время мчится
С волчатами-веками...

160675

73

Моя Россия велика!
Благословляю исполина,
Кто распростёрся на века
От Соловков до Сахалина,

Кто руки к Космосу простёр,
Достал до Марса, до Венеры...
Неужто в ядерный костёр
Его швырнёт куском фанеры?

Не два обычных корабля
Навстречу - два атомохода
Идут, не слушаясь руля
И всё же не сбавляя хода...

??0675

74

Что после нас? Сверхчеловеки
Или уроды и калеки?

220675

 

75

По городу ходят желудки,
Мечтая о жареной утке,
А рядом с желудками - глотки
С привычной задумкой о водке...

А там, где не видно ни зги,
Скрываются чьи-то мозги.

21/220875

76

У нас прославиться легко:
Ходить не надо далеко
И даже покидать большак -
Шаг в сторону... Один лишь шаг...

260875

 

77

НАПОЛЕОН

Откуда было знать злодею,
Что он в двенадцатом году
У всей Европы на виду
Найдёт в России Сверх-Вандею?

280875

78

Когда бы между Кубою и Чили
Нечаянно португальцы проскочили,
Они хороший подали б пример,
Но очень бы, конечно, огорчили
Любителей бесчеловечных мер.

05/060975

81

Хочу бежать, уехать из Москвы!
Мне не по силам больше Супергород!
Хочу в дереве жить среди листвы...
Куда бежать, когда повсюду голод?

070676

82

Да, при всех своих талантах
Жить в России не восторг.
Балерина на пуантах -
Да и та, глядишь, комсорг.

121276

83

Художнику В.Л.

Дух беспокойный, дух скорбящий
Зачем вложили в грудь твою?
Миг не приемля настоящий,
Всю жизнь у Жизни на краю.

 В эпоху умного бездумья,
Когда Свободы свет потух,
Лишь в тех, кто на краю безумья,
Ещё ютится светлый Дух!

090177

84

Всю жизнь дрожал, таился на печи.
Но извлекли - и дали мне под дых.
И тут я понял: наши палачи
Меня сильней боятся, чем я их.

260177

 

 

 

Информация для контактов

e- mail kurushin@mail.ru



Курушин А.А.
Последняя модификация: июля 27, 2000.