[Company Logo Image]

[Banner Image]

[Home][What's New][Products & Services][Contents][Feedback][Search]

[Under Construction]

На этой странице мы предоставляем информацию для тех, кто занимается научной и литературоведческой работой, связанной, или касающейся творчества и жизни М.А. Булгакова.

Диссертации
Биографии
Библиографии
Булгаковская хроника 20-х годов 
Булгаковские страницы в Интернете

Год

Автор

Заглавие

Подзаголовок Город
1971 Ермакова Т.А. Драматургия М.А.Булгакова.   Москва.
1972 Альтшулер А.М. "Дни Турбиных" и "Бег" М.Булгакова в истории советского театра 20-х годов.   Москва.
1972 Скоропанова И.С. Идейно-художественные искания М.Булгакова. (20-х годов) Минск
1972 Чеботарёва В.А. Проза М.Булгакова.   Баку
1973 Рытер, З.-З. Русская советская социально-психологич. драма и её восприятие польской … … критикой. Москва
1974 Dulbe K. Некоторые параллели к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".   Washington.
1981 Гудкова В.В. Драматургия М.А.Булгакова на советской сцене. ("Дни Турбиных" и "Бег" 1950 - 1970 годов) Москва
1982 Григорай И.В. Проблема традиции и взгляды на художника, искусство и историю … … М.А.Булгакова-драматурга в 30-е годы. Ленинград
1982 Петрова Н.В. Творчество М.А.Булгакова в 20-е годы. (Жанровые искания писателя и … … становление художественного метода). Ленинград
1983 Петров В.Б. Комическое и трагическое в драматургии М.А.Булгакова.   Москва
1985 Галинская И.Л. Художественно-философские основы и суггестивность литературного произведения.   Москва
1986 Бонецкая Н.К. Образ автора в системе художественного произведения: (К вопросу об эстетической природе образа автора. На материале творчества Н.В.Гоголя, Москва
1986 Немцев В.И. Проблема автора в романах М.А.Булгакова. ("Белая гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита"). Москва
1989 Абрагам П.Р. Роман "Мастер и Маргарита" М.Булгакова в аспекте литературных традиций. (Проблемы интерпретации.) Москва-Брно
1989 Кораблёв А.А. Ученичество как принцип читательского восприятия: (На материале романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Киев-Донецк
1992 Соколов Б.В. Творческая история романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".   Москва
1992 Биккулова И.А. Роман М.Булгакова "Белая гвардия" и его пьеса "Дни Турбиных" в контексте … … литературного процесса 20-х годов. Москва
1993 Иванова Е.М. Функционально-семантическая характеристика текстовых номинативных … … цепочек в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Вологда
1993 Саир, Азиз. Функции и метафоры в художественном тексте и её лингвопрагматическая … … интерпретация. Москва-ОАЭ
1994 Титянин К.А. Традиционные образы и сюжетные мотивы в романе М.Булгакова "Мастер и … … Маргарита" (евангельская тема). Киев
1994 Забровский А.П. Пушкинская традиция в творчестве М.А.Булгакова.   Москва
1994 Ерыкалова И.Е. Фантастика в театре М.А.Булгакова. ("Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Вас-вич" в контексте художеств. исканий СПб.
1995 Эрастова А.В. Традиции философского романа. Ф.М.Достоевский в прозе М.А.Булгакова. Нижн.Новгород
1995 Рыжкова Т.В. Изучение творчества М.А.Булгакова на уроках литературы в средней школе.   СПб.
1995 Гапоненков А.А. Проблема жанрового синтеза в романах "Бесы" Ф.М.Достоевского и "Мастер и … … Маргарита" М.А.Булгакова. Саратов
1995 Химич В.В. "Странный реализм" М.Булгакова.   Екатеринбург
1995 Тильга Л.В. Поэтика драмы рубежа 1920-1930-х годов и мотив самоубийства. М.А.Булгаков "Бег", Н.Р.Эрдман "Самоубийца": (Опыт контекстуального анализа). СПб.
1995 Ребель Г.М. Романы М.А.Булгакова "Белая гвардия" и "Мастер и Маргарита" в свете … … проблемы автора. Екатеринбург
1996 Чжон Мак Лэ. Художественно-творческое единство романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".   Москва
1996 Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А.Булгакова … … Мастер и Маргарита". Москва
1996 Квон Ен Хун. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита": художественный синтез условности и жизнеподобия. Москва
1996 Гаврилова М.В. Пространство и время в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".   СПб.
1996 Джанашия Л.Г. Формы художественной условности в русской прозе 20-х годов. (А.Грин, М.Булгаков, Евг. Замятин). Москва
1996 Щукина Д.А. Интерпретация художественного текста: (Категория времени в романе М.Булгакова "Белая гвардия"). СПб.
1997 Ким Су Чанг. Комическое и фантастическое в прозе М.Булгакова. (От "Дьяволиады" к "Мастеру и Маргарите".) СПб.
1997 Пермякова Н.А. Булгаковская дьяволиада в интертекстуальном изучении.   Москва
1997 Белобровцева И.З. Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": Конструктивные принципы организации текста. Tartu
1997 Земская Ю.Н. Динамика взаимодействия категории времени и пространства в дискурсе персонажа. Антропоцентр. аспект на материале романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Барнаул
1997 Яблоков Е.А. Проза Михаила Булгакова. (Структура художественного мира.) Москва
1998 Ом Сун Чон. Функционирование релятивов да и нет в разговорной речи и художественной … … литературе Москва
1998 Павлова О.А. Н.В.Гоголь и М.А.Булгаков. (Проблема жанрового мышления.) Волгоград
1998 Штейман М.С. "Малая" проза М.А.Булгакова в контексте литературного процесса 20-х годов.   Москва
1998 Зайцев А.В. Взаимодействие жанров в прозе М.А.Булгакова 1920-х годов.   Москва
1998 Иваньшина Е.А. Автор - текст - читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов. ("Адам и Ева", "Мастер и Маргарита"). Воронеж
1998 Гуткина Н.Д. Роман М.А.Булгакова "Белая гвардия" и русская литературная традиция.   Нижн. Новгород
1999 Трубецкова Е.Г. "Текст в тексте" в русском романе 1930-х годов.   Саратов
1999 Новикова Н.В. Романтическая традиция Э.Т.А.Гофмана в творчестве М.А.Булгакова.   Нижн. Новгород

Данные предоставлены Владимиром Рокотянским, одним из крупнейших коллекционеров. В данную таблицу включены только отечественные диссертации.

БУЛГАКОВСКАЯ    ХРОНИКА   20-х годов

Новые пьесы (отрывок)
Известия,
/Sic./ Одесса, Вечерний выпуск, 1926.

Предстоящий зимний сезон обещает обилие новых пьес. Уже об`явлены следующие новинки, которые пойдут в московских и ленинградских театрах: <…> “Белая гвардия” – Булгакова, “Зойкина квартира” – его же, <…>

Театр и кино. Камерный театр
- Комсомольская правда, М., 1926.

В этом сезоне будут даны 4 новых постановки: <> пьеса Булгакова - “Багровый остров”. <…>

Студия им. Вахтангова

Первой постановкой сезона пойдёт пьеса Булгакова “Зойкина квартира” <…>

Театрал 
Читая газеты (отрывок)
- Вечерние известия, Одесса, 1926.

<…>

Драматические новинки посыпались как из “рога изобилия”.
Последняя – “Зойкина квартира” Булгакова.
Пьеса пойдёт в студии им. Вахтангова.
Действие её происходит в Москве в наше время.  Остов таков: Некая Зоя Денисовна под видом пошивочной мастерской открыла в своей уютной квартире притон. В квартире происходят всякие чудеса, кончающиеся убийством коммерческого директора одного из трестов и арестом всех действующих лиц.
Интересная тема ещё не определяет, разумеется, ценности пьесы.
Но её премьера в ближайшие дни, и она даст окончательную оценку очередной новинки.

 

Театр – клуб

К постановке “Белой Гвардии” (“Дни Турбиных”).  - Комсомольская правда, М., 1926.

Слушатели Института Красной Профессуры присоединяются к протесту против постановки “Белой гвардии” в МХАТ 1: М. Гольдман, М. Власов, К. Милонов, Г. Стрельцов, Казбек Бутаев, Сегизбаев, Баранов, Нагиев.
С этим протестом солидаризируются следующие товарищи: Ф.К. Ксенофонтов, П. Смирнов, Билль-Белоцерковский и Ян Стен.
 

Театрал
Читая газеты.
(отрывок)

- Вечерние известия, Одесса, 1927.

<…> В Малом академическом театре в Москве прошла премьера пьесы Тренёва - “Любовь яровая” /Sic./, по единодушному мнению критики являющаяся какбы ответом на “Дни Турбиных”.
Тема - та же, “белая гвардия”.
Но отмечая исключительную талантливость и художественность исполнения пьесы, т. Луначарский указывает:
“В отличие от “Турбиных”, это – не сменовеховская пьеса, а пьеса глубоко попутническая. <
…>

А.
Театральная Москва.
(отрывок)

- Вечерние известия, Одесса, 1927.

На эту тему режиссёром держдрамы В.Б.Вильнером был сделан в “Уголке печати” доклад.

<…> Огромный успех у публики имеет в Мхате /Sic./, первом постановка пьесы “Дни Турбиных”, разыгрываемой с исключительным актёрским мастерством. С почти неменьшим успехом идёт другая пьеса Булгакова - “Зойкина квартира” в студии им. Вахтангова.

<…> Доклад в общем занял свыше 2 часов и был выслушан аудиторией с живейшим интересом.

Театр А.

Гастроли в театре им. Луначарского. (отрывок)

- Вечерние известия, Одесса, 1927.

В беседе с нашим сотрудником директор театрального об`единения театра им. Луначарского и городского сада тов. Вайнберг нарисовал следующую картину предстоящего летнего сезона.

<…> с 14 по 29 мая в театре им. Луначарского состоятся гастроли московской студии им. Вахтангова, которая привезёт ряд новых своих постановок: “Зойкину квартиру”, <…>

С 8 по 15 августа, ар всей вероятности, у нас будет московский камерный /Sic./ театр Таирова, с которым мы сейчас заканчиваем переговоры. <…>

Театрал 

Театральные края. (отрывок)
- Вечерние известия, Одесса, 1927.

Сезон на исходе, но исключительное напряжение творческой жизни советских театров в нынешнем году далеко ещё не исчерпало себя … Истекший год несомненно войдёт в историю советского театра, как год большого расцвета драматургии и крупнейших формальных достижений. “Любовь Яровая”, “Ревизор” <…> , стоящие особняком “Дни Турбиных” в МХАТ`е - это огромного значения и мастерства театральные явления.

<…>

Театрал

Театральные края. (отрывок)
- Вечерние известия, Одесса, 1927.

<…>

Художественный театр заканчивает сезон с прибылью приблизительно в 50.000 р. (В прошлом году сезон был закончен с дефицитом в 25.000 р.) С прибылью в этом году заканчивают сезон: Малый театр и вахтанговцы.

Камерный театр, несмотря на тяжёлое наследство прошлых лет, закончил сезон без дефицита. Это даёт основание фельетонисту “В.М.” посвятить этим театрам остроумные эпиграммы:

<…>

Вот первый МХАТ. Ясна картина:

Гудит у кассы там народ.
Но говорят: сия “Турбина”
“На днях” уж больше не пойдёт.
Пока моя, мол, “мхата” с краю,
Я больше ничего не знаю,
Но должен знать театр одно:

“Дни Турбиных” идут на дно …

<…>

Театр и кино Сезон МХАТ I. (с сокр.)

- Вечерняя Москва, 1927.

Сегодня закрывается зимний сезон в Московском Художественном Театре. Для закрытия идут “Дни Турбиных”. МХАТ показал в сезоне всего две новых постановки: “Дни Турбиных” и “Женитьба Фигаро”, из которых первая прошла больше ста раз. <…>

Сезон закончен с прибылью.

Театр и кино

Дневник театра. (отрывок)

- Вечерняя Москва, 1927.

<…>

4 июля в зимнем теаре “Эрмитажа”, в исполнении артистов Театра им. Вахтангова будет дан спектакль “Зойкина квартира”, сбор с которого поступит в фонд “Наш ответ Чемберлену”.

Лицо зрителя. (отрывки)
Кто посещает московские театры.

- Вечерние известия, Одесса, 1927.
Недавно закончились работы центральной комиссии по изучению зрителя московских театров, проведённые путём анкетного опроса. Обследование даёт следующую картину.

50 % посетителей - госслужащие.
<…> На втором месте учащиеся – 20%; на третьем - нетрудовой элемент – 17,4%; затем идут рабочие - 4,9%, красноармейцы - 1.7% и т.д.

Кому какой театр нравится.
МХАТ I наибольшей популярностью пользуется у служащих, затем у учащихся, рабочих, лиц свободных профессий и меньше всего у нэпманов.
<…>

Что нравится
Больше всего за истекший сезон понравились пьесы: “Любовь Яровая”, “Дни Турбиных”, “Шторм”, “Рычи, Китай”, “Борис Годунов”, “Дело”, “Штиль”, “Зойкина квартира”, “Рост”, “День и ночь”, “Мандат”, “Горячее сердце” и т.д. <…>

Театр

Борис Ф.

По московским театрам. (отрывок)
(От нашего московского корресп.)

 Вечерние известия, Одесса, 1927.

<…>

Станиславский и старый Мхат стали на новые рельсы. После “Турбиных” - “Бронепоезд”, это переход на новые рельсы!

<…>

В Москве острят:

- За революцией погнавшись,
на курьерском –
Так тяжкий млат дробит булат –
Спугнувши “Чайку” в тихом камергерском /Sic./
Влетает “Бронепоезд” в старый Мхат.
И пожеланий нет у нас иных:
Чтоб уничтожил “Бронепоезд” “Турбиных”!..

<…>

Театр и кино

Борис Флит
По московским театрам.

(От нашего московского корреспондента).

- Вечерние известия, Одесса, 1927.

<…>

Из других пьес в московских театрах попрежнему главенствуют полярные противоположности – антиподы “Бронепоезд” и “Дни Турбиных”. Против ожидания “Бронепоезд” не раздавил “Турбиных”, а только сильнее подчеркнул сдвиг “Мхата” в сторону современности и глубокой творческой работы.<…>

 

Новые пьесы

- Вечерние известия, Одесса, 1928.

М.Булгаков закончил новую пьесу “Бег”. Действие пьесы происходит в 1920-21 гг. Первая часть пьесы рисует разгром врангелевской армии в Крыму, вторая - период после разгрома в Константинополе и Париже. В числе действующих лиц генералы Врангель, Хлудов и Чернота. /Sic./ Пьеса будет представлена московскому Худ. Театру. <…>

В Камергерском переулке (отрывок)

Дела и люди Художественного театра.
Повернётся ли 1-й МХАТ лицом к рабочему зрителю?

- Рабочая газета, М., 1928.

     <…>

Дав за этот год, да и за все 10 лет, одну приближающуюся к нашей современности постановку “Бронепоезд”, Московский Художественный театр вместе с тем поставил ряд пьес – чуждых, явно упадочных (“Дни Турбиных”, “Растратчики”, “Унтиловск”), далёких и неинтересных рабочему зрителю.

<…>

Театральная хроника

Русская драма в зимнем сезоне. (отрывок)

 Вечерние известия, Одесса, 1928. <…>

В репертуар театра на зимний сезон включены: <> новая пьеса Булгакова “Бег”, <…>
Начало сезона 5 октября.
<…>

Театр и кино

Репертуар московских театров (отрывок)  - Вечерние известия, Одесса, 1928.

Состоялось первое заседание вновь организованного художественно-политического совета при Главреперткоме РСФСР. Заседание было посвящено рассмотрению производственных планов московских гос. и актеатров.
      Председатель совета Ф.Ф.Раскольников в своём докладе указал на новые пути в работе главреперткома:
<…>
     Из репертуара МХАТ I признано желательным исключить “Дни Турбиных” (оставив их только до первой новой постановки театра), <…> Из репертуара студии им. Вахтангова решено исключить “Зойкину квартиру”. <…>

 

Театр и кино

В преддверии сезона (отрывок) (Беседа с главным режиссёром русской драмы А.Я.Варшавским.)

- Вечерние известия, Одесса, 1928.

- Сейчас, когда все подготовительные работы к предстоящему зимнему сезону русск. драмы закончены и мы приступаем к репетициям пьес, намеченных в первую очередь к постановке, является уже возможность представить себе художественную физиономию всего дела в целом. <…>

В репертуаре новых постановок театра включены следующие пьесы: “Бравый солдат Швейк” – Грина, “Жена” – Тренёва, “Бег” – Булгакова, <…>

М.Б.

Тридцать лет Художественного театра. (отрывок)

- Вечерние известия, Одесса, 1928.

<…> Приобщение Художественного театра к революции нужно рассматривать, поэтому, не только в том отношении, что сам театр дал нам за последние годы крупную революционную постановку “Бронепоезд”, что ещё раньше он нащупывал новый репертуар (“Пугачёвщина”), что его постановка “Дни Турбиных” признана советской общественностью идеологической ошибкой, <> что включение “Бега” в репертуар текущего сезона вызывает большие сомнения <…>

Театр и кино

Классовая борьба в искусстве. (отрывки)

- Вечерние известия, Одесса, 1928.

На днях в Москве происходило многолюдное собрание коммунистов и комсомольцев, работающих в области искусства.

Во вступительном слове т. Керженцев перечислил много фактов, подтверждающих обострение классовой борьбы на фронте искусства и оживление чуждых нам сил.

<…> Чуждая идеология наступает и в театре. <> На очереди постановка пресловутого “Бега” Булгакова. Коммунисты, участвующие в художественных советах, часто не дают должного отпора пьесам сомнительного качества. <…>

Тов. Чичеров (наркомпрос) прямо заявил: <> До сих пор руководящие органы искусства, игнорируя голос общественности, держат на сцене: “Дни Турбиных”, “Зойкину квартиру” и подобные им пьесы.

О наступлении враждебной идеологии в области театра говорил также в большей части своей речи т. Раскольников.

- Наша генеральная линия в области искусства – борьба с правой опасностью и примиренчеством с ней,- заявляет он. <> Мы не можем допускать, чтобы ставились “Дни Турбиных”. Такое благожелательное отношение к классовым врагам вряд ли встретишь где либо в либерально-буржуазном государстве. Надо шире развернуть и активизировать кампанию против “Бега”. <…>

Газеты … афиши …

Что нового?

ВОТ
“Булгаковщина” в освещении заграничной критики.

- Вечерние известия, Одесса, 1928.

Недавно в Бреславле (Германия) были поставлены “Дни Турбиных” Булгакова. Буржуазная газета “Нейе-Фрайе Прессе” так оценивает спектакль:
“Полное игнорирование того, что сейчас происходит в России, абсолютный отказ от своей и об
`ективной точки зрения на происходящие в пьесе события, трусливый нейтралитет, не дающий даже возможности автору обобщить личные черты его героев и дать их как типы,- всё это действует на немецкого зрителя расхолаживающим образом”.
Любопытно, что внутренняя фальшь пьесы настолько очевидна, что даже буржуазная печать не может её обойти молчанием.

“Багровый Остров” в Камерном театре.

(Из Москвы по телефону).

- Красная газета, Л., веч.вып., 1928.

Прошедший вчера спектакль разочаровал как друзей театра, так и тех, кто готовился принять пьесу Булгакова, что называется, “в штыки”. “Остров” один из наименее удачных спектаклей театра. В основном это повторение приёмов классическо-пародийных спектаклей “Кривого зеркала”. Спектакль не дал ничего для этого жанра принципиально нового. Большого спектакля театральной “самокритики”, как обещал Таиров, не получилось.

В последний час

Провал пьесы Булгакова.

- Вечерние известия, Одесса, 1928.

Москва, 13 дек. Вчера состоялась премьера новой пьесы Булгакова “Багровый остров”, в Камерном театре. Пьеса и спектакль успеха не имели. 

Арго
Сон Татьяны
(отрывок)
(Пародия для новогодия)

- Вечерняя Москва, 1928.

<…> 10.

И дальше грезится Татьяне
Виденье сквозь полночный мрак:
Трусит верхом на таракане
Гробово-островный Булгак.
  <…>

Театры освобождаются от пьес Булгакова

- Вечерняя Москва, 1929.

- “Дни Турбиных”,– сообщил в беседе с представителями печати и.о. нач. Главискусства тов. Л.Л.Оболенский, - были разрешены к постановке только до первой новой премьеры в МХТ I. В настоящее время театр уже поставил “Блокаду” и таким образом решение коллегии Наркомпроса о снятии с репертуара “Дней Турбиных” автоматически вступает в силу.

Что касается второй пьесы Булгакова “Багровый остров”, то по имеющимся сведениям дирекция Камерного театра, в связи с постановкой “Негра”, сама намерена снять пьесу с репертуара.

Третья пьеса Булгакова “Зойкина квартира”, вызвавшая многочисленные протесты общественных организаций, уже исключена из репертуара театра им. Вахтангова.

Театр и кино

Театры освобождаются от пьес Булгакова

- Вечерние известия, Одесса, 1929.

- “Дни Турбиных” – сообщил в беседе с представителями печати и.о. нач. Главискусства тов. Оболенский - были разрешены к постановке только до первой новой премьеры в МХТ I. В настоящее время театр уже поставил “Блокаду” и таким образом решение коллегии наркомпроса о снятии с репертуара “Дней Турбиных” автоматически вступает в силу.

Что касается второй пьесы Булгакова “Багровый остров”, то, по имеющимся сведениям, дирекция Камерного театра, в связи с постановкой “Негра”, сама намерена снять пьесу с репертуара.

Третья пьеса Булгакова “Зойкина квартира”, вызвавшая многочисленные протесты общественных организаций, уже исключена из репертуара театра им. Вахтангова.

На сцене … на экране …

Что нового?

ВОТ

Классовый враг в драматургии. (отрывок)

- Вечерние известия, Одесса, 1929.
На эту тему сделал доклад в Коммунистической академии тов. Плетнёв. Вокруг доклада развернулись оживлённые прения, в которых участвовали драматурги, критики и работники театра.

О каком классовом враге идёт речь? О враге – драматурге и враге – персонаже пьесы. <...>

Между тем, продукция наших революционных драматургов часто неудовлетворительна, а некоторые попутчики молчат сознательно. “Дни Турбиных” и “Бег” реабилитируют враждебные нам круги. В “Зойкиной квратире”, в “Растратчиках” и “Жене” проблема находит типично-мещанское разрешение. <...>

Б. Лоренцо. Московские письма (отрывок)
Под занавес

- Вечерние известия, Одесса, 1929.
<...> Общую картину безрадостно разворачивающегося сезона дополняли <...> и явный ляпсус Камерного театра, поставившего пошлый, мещанский плод булгаковского творчества “Багровый остров”.<...>

[ Материалы из собрания В.И. Рокотянского. Если Вы хотите узнать точный адрес источника и более полную информацию, свяжитесь с нами]

 

 

Булгаковские страницы в Интернете:

http://chat.ru/~phenyx (Клуб "Феникс" им. М.А. Булгакова, с 1984 г.)
http://www.well.com/user/vanya/bulgakov.html (Киев)
http://cweb.middlebury.edu/bulgakov/
http://www.mother.com/
http://www.encarta.msn.com/index/conciseindex/10/010AA000.htm?z=1&pg=2&br=1
http://chuma.cas.usf.edu/~lucas
http://www.geocities.com/Atheus/Oracle/3652/master.html
http://www.arachnet.org/bulgakov/biolinks.html
http://ioso.iip.net/ipso/phenyx (Узловая страница московского ЛИТО)

Пошлите сообщение по адресу kurushin@mail.ru с вопросами и комментариями об этой странице.
Последняя модификация: февраля 11, 2002