Михаил Булгаков в школьной программе

Эта страница предназначена для учителей литературы средних школ, которые  в  своей работе.

1. используют  нестандартные методы: работа с  компьютером, видеорядом, внеклассные занятия;
2. включают нефакультативный курс литературы 60-80- годов, явление, больше    известный как "Андеграунд";
3. развивают у своих учеников журналистские и литературные способности и пр.

На странице будут публиковаться также школьные программы разных авторов, публикации из педагогических сборников.


Содержание


В помощь учителю литературы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
ИНСТИТУТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

5-11 классы
Под редакцией Г И. Беленького

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа составлена в соответствии со структурой средней школы, утвержденной Законом Российской Федерации о среднем образовании. По этому Закону основная школа (1-11 классы) становится важнейшим самостоятельным звеном образования.
    Принятая структура среднего образования отвечает и возрастным возможностям учащихся, с учетом которых курс литературы складывается из трех звеньев: 5-7, 8-9, 10-11 классы. Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 классов, построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.
    Программа отражает базовый компонент литературного образования и соответствует требованиям к результатам обучения, сформулированным временным стандартом среднего образования. Этим заложена основа для нормирования учебного времени, отводимого на чтение учащимися и изучение в классе литературных произведений, для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя.
    Учителю предоставлено право определять последовательность изучения тем и отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов для обязательного изучения в разделы для чтения и обсуждения (и наоборот); решать вопрос о глубине знакомства учащихся с тем или иным произведением; заменять произведения современной отечественной литературы, рекомендованные для обязательного изучения и свободных бесед, другими, избранными по своему усмотрению; изучать зарубежную литературу, произведения литературы народов России и ближайшего зарубежья в каждом классе как самостоятельные разделы или в связи с русской литературой (например: "Слово о полку Игореве" - "Витязь в тигровой шкуре"; Ш. Руставели - "Песнь о Роланде"; Байрон - Пушкин - Лермонтов); проводить беседы по современной литературе в 10-11 классах как в течение, так и в конце года; избирать методы, приемы и формы занятий; распределять учебное время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ в связи с изучением курса.
    К основным темам и разделам программы даются аннотации. Их назначение - общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы. Аннотации не предопределяют ни единственно возможной литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения темы: учителю предоставляется право, исходя из данных науки и критики, самостоятельно формулировать проблематику предлагаемых программой произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их изучения.
Вместе с тем любой выбор, сделанный учителем, любое его методическое решение должны соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным стандартом литературного образования.

5-7 КЛАССЫ


Основные образовательно-воспитательные задачи 5- 7 классов в области литературы - расширить и углубить жизненный и художественный опыт учащихся, ввести их в художественный мир произведения, поднимая восприятие школьников от наивно-реалистического до художественно-эстетического. Иными словами, формировать читательскую культуру учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующую на их личные качества, в частности на способность эмоционально воспринимать художественные ценности. Знакомясь с многообразием жизненного содержания литературы и форм его отображения, осознавая изображенные писателем конфликты, жизненные ситуации, своеобразие характеров литературных героев, учащиеся формируют тот уровень начитанности и литературного развития, который станет базой для их самостоятельного чтения и продолжения образования в следующих классах. Необходимое условие успешности изучения литературы, особенно в среднем звене школы, - овладение учащимися так называемой техникой чтения и выразительным чтением, развитие умения в устном и письменном слове выражать свои чувства, свое понимание и оценку художественного произведения.
    Программы 5-7 классов строятся по концентрическому принципу и на хронологической основе (каждый раз от устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Это дает возможность уже в средних классах и на элементарном уровне показать школьникам, что литература тесно связана с жизнью, с ее движением и развитием и развивается сама.
    Изучение произведения в контексте эпохи предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, важнейшим источником знаний не только о жизни художника, но и об особенностях времени, в которое он жил и творил. Изучение произведения в контексте эпохи требует также обращения к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям с привлечением произведений живописи, музыки, театра, кино. Открывается возможность для установления внутрипредметных связей: перекличка тем, мотивов, характеров персонажей, элементов поэтики разных авторов, что вместе с межпредметными связями служит интеллектуальному развитию подростков, расширению их кругозора. В 7 классе знания учащихся обогащаются такими сведениями об авторе, которые пробуждают интерес к нему как к личности и создателю художественного произведения.
    Хронологический принцип как основа структурирования курса не исключает и других принципов объединения изучаемых произведений. Так, в 5 классе он сочетается с жанровым и проблемно-тематическим: устное народное творчество, литературные сказки, басни. Программа предлагает для чтения и разборов произведения разных жанров (сказка, басня, рассказ, пьеса, очерк, стихотворение лирическое и лиро-эпическое), что обогащает читательский опыт школьников. Кроме того, выявляются проблемно-тематические связи произведений, созданных в разные эпохи.
Произведения, изучаемые в 6 классе, в отличие от 5 класса, больше по объему, сложнее по содержанию и композиции, богаче, многозначнее по нравственной проблематике ("Дубровский", "Кладовая солнца" и т. д.).
    Изучение произведений о родной природе, в отличие от 5 класса, предполагает перенесение акцентов с объективных картин природы на субъективно-личностное восприятие природы разными писателями.
    Еще сложнее курс 7 класса: от жанров устного народного творчества (народный площадной театр, драма) с обобщением ранее изученного к литературе XVIII века (Фонвизин "Недоросль") и литературе XIX-XX веков в многообразии ее проблем и жанров.
    В разделе "Литература XIX века" произведения, большие по объему, сложные по содержанию и композиции, как бы перекликаются друг с другом тематически: историческое прошлое (Пушкин. "Полтава", Лермонтов. "Песня про царя Ивана Васильевича...", Гоголь. "Тарас Бульба"), нравственное взросление подрастающего человека (Л. Толстой. "Отрочество", Достоевский. "Мальчики") и т. д.
    От этих произведений естествен переход к достаточно сложной, многопроблемной литературе XX века с ее мыслью о ценности и важности добра на земле, о путях его достижения (Горький. "Детство", Гайдар. "Голубая чашка", Е. Носов. "Объездчик", Айтматов. "Волчица", стихотворения Заболоцкого). Завершается изучение литературы в 7 классе обращением к теме будущего, к фантастике (лирико-фило-софская сказка "Маленький принц", антиутопия Э. М. Форстера "Машина останавливается", рассказы Р. Брэдбери). Вместе со стихотворением Л. Мартынова "Земные блага" эти произведения, продолжая тему добра, заставляют читателей размышлять не только об экологии души, но и об экологии природы, планеты.
Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи: стихотворения Некрасова о детях и рассказ Уйды "Нелло и Патраш"; "Дубровский" Пушкина и "Ванина Ванини" Стендаля - последние близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям, в которых оказываются романтические герои.
    Наряду с произведениями для чтения и изучения, для чтения и бесед в программах после каждого раздела названы книги для самостоятельного чтения. Это не только классика, но и приключения, путешествия, фантастика, детективы, наиболее читаемые и любимые школьниками. Некоторые из этих произведений могут быть обсуждены на уроках по руководству самостоятельным чтением, на проведение которых отводится специальное время. Таким образом, одни художественные произведения изучаются текстуально (для чтения и изучения), другие рекомендуются для проведения бесед, дискуссий по интересным для школьников проблемам, для самостоятельной, в частности, творческой работы (для чтения и бесед), третьи - для самостоятельного чтения.
    В программе последовательно осуществляется принцин вариативности. Учителю предоставляется право выбирать для чтения и бесед с учащимися одно произведение из нескольких, приблизительно равноценных по сложности, объему и близких по жанру, тематике и проблематике. При этом учитель может остановить свой выбор на тех повестях, рассказах и стихах, которые отвечают возможностям класса, интересам учащихся и его собственным интересам. Право выбора произведений предоставляется и учащимся (главным образом, для самостоятельного чтения).
Теоретико-литературные сведения включены в аннотации к темам. Они - ключ к разбору каждого произведения, и опираться на них нужно постоянно. 
   
                     Оканчивая 7 класс, учащиеся должны:
- иметь представление об отличии художественной литературы от научно-популярной; письменной литературы от произведений устного народного творчества;
- знать и уметь применять на практике понятия, связанные с изучением художественного произведения (литературный герой, эпизод, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка);
- понятия, связанные с изучением стихотворной речи (строфа, ритм, рифма, стихотворные размеры);
- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведений (эпос, лирика, драма, сказка, басня, баллада, поэма, рассказ, повесть, очерк, комедия).

   
                 В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
- определять тему и нравственные проблемы изученного художественного произведения;
- выделять эпизод и определять связь его с предыдущими и последующими событиями в произведении;
- характеризовать героя произведения на основании его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, его речи и авторской характеристики;
- сопоставлять героев произведения в соответствии с поставленной учителем или учеником проблемой;
- выявлять функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
- определять стихотворные размеры, рифму, ритм, особенности построения строфы;
- практически определять принадлежность изученных произведений к одному из литературных родов и жанров;
- пользоваться справочным аппаратом книги, словарями и школьной справочной литературой;
- выразительно читать изученные произведения или их фрагменты;
- читать наизусть произведения или их фрагменты, указанные учителем;
- пересказывать устно и письменно (изложение подробное, выборочное, сжатое) эпические произведения или их фрагменты;
- составлять простой и сложный план своего выступления и сочинения;
- давать устный или письменный развернутый и обоснованный ответ на вопрос;
- писать сочинения по литературным произведениям (рассказ о герое с элементами его характеристики), по иллюстрациям и произведениям живописи в связи с литературными произведениями;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

5 КЛАСС
(136 часов)


Введение. Литература как вид искусства и как учебный предмет. Любимые книги, герои, авторы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(Тема изучается с обобщением ранее изученного)
Понятие об устном народном творчестве. Сказители и собиратели устного народного творчества. Сказка, легенда, предание, миф.
Русские народные сказки. Виды сказок. Вариативность сказок. Сказка - сокровищница русской речи. Особенности сказочного повествования. Герои сказки. Близкие сюжеты, жизненная ситуация в сказках разных народов. Общечеловеческие ценности в сказках. Влияние народных сказок на литературу, живопись, музыку.
Для чтения и изучения
Волшебно-героические, волшебные и бытовые сказки:
"Бой на Калиновом мосту", "Царевна - лягушка", "Белая уточка", "Жена-спорщица",
"Каша из топора", "Кот и лиса" и другие народные сказки из фольклорных сборников, предназначенных для детей (по выбору учителя и учащихся).

Для чтения и бесед

Сказки разных народов, близкие по сюжету: о мальчике с пальчик, о волшебной рыбке-помощнице (немецкая - "Мальчик с пальчик", французская - "Сказка про мальчика с сапожок", японская - "Иссумбоси", русская - "Липунюшка", немецкая - "Сказка о рыбаке и его жене", катайская - "Золотая рыбка", пусская - "О рыбаке и рыбке") (по выбору учителя и учащихся".
Для самостоятельного чтения: русские народные сказки; сборник сказок "Гора самоцветов"; сказки народов мира.

Для чтения и изучения
Загадки. Отражение в загадках ума, наблюдательности и творческой фантазии народа. Роль постоянных эпитетов и олицетворении. Природа и быт в загадках.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок, выражение в них нравственных идеалов народа. Краткость, меткость, образность языка.
Пословицы и поговорки народов мира.
Для самостоятельного чтения: "Черный конь скачет в огонь" (русские загадки. Составитель В. Аникин);
Б. Шергин. "Незабудки"); "Пословицы в рассказах"; "Гости с Двины"; "При солнышке тепло, при матери добро" (русские пословицы и поговорки).
Для чтения и изучения
Кукольный театр "Петрушка Уксусов" Петрушка-любимый герой народа. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Для самостоятельного чтения В. Привалов."Петрушка - душа скоморошья"
Для чтения н бесед
Славянские мифы (миф "Небо, Солнце, Заря" из книги А Н. Афанасьева "Древо жизни"). Легенды и
предания русского народа: о граде Китеже" о Никитушке Ломове.
Мифы Древней Греции: происхождение мира и богов, Зевс, Олимп. Подвиги Геракла. Мифы об аргонавтах, Прометее (по выбору учителя и учащихся).
Для самостоятельного чтения: Н. А. Кун. "Легенды и мифы Древней Греции" (по выбору учителя);
В. Смирнова. "Герои Эллады"; библейские повествования в изданиях для детей.

II
А. С. Пушкин. Сказка в жизни поэта (биографические сведения).
Для чтения и изучения
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" или "Руслан и Людмила" (фрагменты) (по выбору учителя).
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Противопоставление истинной красоты, душевного богатства красоте внешней, коварству и жестокости- Герой и его поступки. Волшебное в сказке, близость к произведениям устного народного творчества- Лиризм сказки, ее стихотворная форма. Ритм, рифма, интонация.
"Руслан и Людмила" (фрагменты)
Сказочные образы и мотивы в поэме-сказке. Противопоставление Руслана его соперникам. Утверждение идеалов любви и верности. Изобразительное мастерство Пушкина.

X. К. Андерсен. Великий сказочник.
"Русалочка", или "Снежная королева", или "Гадкий утенок".
"Русалочка"
Русалочка как символ возвышенной и самоотверженной любви.
"Снежная королева"
Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах. Построение сказки (цепь приключений Герды в поисках Кая).
"Гадкий утенок"

Вера писателя в возможность преодоления всех невзгод. Аллегорический смысл сказок.
Для чтения и бесед
X. К. Андерсен. "Соловей", "Новое платье короля", "Истинная правда" (по выбору учителя и учащихся).
П. П. Бажов. Путь писателя к сказу.
Для чтения и изучения
"Синюшкин колодец" или "Каменный цветок".
"Синюшкин колодец"
Воплощение в сказе народных представлений о добре и справедливости. Испытание героев сказа богатством как проверка их нравственных качеств (Илья, Кузька Двое-рылко).
Значение концовки сказа для понимания его идейного смысла.
Реальное и фантастическое в сказе. Портрет как средство изображения героев.
"Каменный цветок"
Отличительные особенности сказа. Отражение в нем жизни и быта горноуральских рабочих. Роль Прокопьича и Хозяйки Медной Горы в судьбе Данилы-мастера. Воплощение в сказе народных представлений о жизненных ценностях, любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка, близость к уральскому фольклору.

Для чтения и бесед

П. П. Бажов. "Горный мастер", "Xрупкая веточка".
А. П. Платонов. Сказки писателя. "Неизвестный цветок" bСказка-быль. Мысль о созидательном труде как источнике прекрасного в людях и в окружающем мире.

Для чтения и бесед

А. П. Платонов. "Волшебное кольцо". 
Н. Д. Телешов. "Белая цапля" (по выбору учителя и учащихся).
С. Я. Маршак. Поэт, переводчик и автор сказок-пьес.

Для чтения и изучения

"Д венадцать месяцев"
Мотивы устного народного творчества в пьесе-сказке. Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности; утверждение человечности, верности слову, доброго отношения к миру. Роль двенадцати месяцев в судьбе падчерицы.
Особенности пьесы-сказки как драматического произведения.
Литературная сказка.
И. А. Крылов. Великий русский баснописец.
Для чтения и изучения
Басни: "Волк и Ягненок", "Квартет", "Демьянова уха".
    Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Осмеяние человеческих пороков и недостатков.
    Особенность построения басен. Аллегория и мораль в баснях. Интонационное богатство басен Крылова; лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность. Басня как литературный жанр.

Для чтения и бесед
И. А. Крылов. Басни: "Лжец", "Любопытный", "Две бочки", "Волк на псарне" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Для самостоятельного чтения: А. С. Пушкин. Сказки; В. А. Жуковский. Сказки; М. Ю. Лермонтов. "Ашик-Кериб"; А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители"; В. Ф. Одоевский. "Городок в табакерке";
В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"; П. П. Бажов. "Малахитовая шкатулка"; А. М. Волков. "Волшебник Изумрудного города"; В. Г. Губарев. "Королевство кривых зеркал"; Л. И. Лагин. "Старик Хоттабыч"; С. Я. Маршак. Пьесы-сказки; В. В. Медведев. "Баранкин, будь человеком!"; А. С. Некрасов. "Приключения капитана Врунгеля";
Ю. К. Олеша. "Три толстяка"; К. Г. Паустовский. "Теплый хлеб"; А. П. Платонов. "Разноцветная бабочка" (легенда), "Путешествие воробья"; Е. Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени"; И. Зиедонис. "Разноцветные сказки"; М. Ра-уд. "Муфта, Полботинка и Моховая борода"; И. Франко. "Башмаки Абу-Касима"; X. К. Андерсен. "Штопальная игла", "Ель", "Дикие лебеди", "Бузинная матушка" (пьеса-сказка); В. Гауф. "Рассказ о маленьком Муке", "Карлик Нос"; Э.-Т.-А. Гофман. "Щелкунчик и Мышиный Король";
Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. "Маугли"; К. Коллоди. "Приключения Пиноккио"; Л. Кэрролл. "Алиса в Стране Чудес"; С. Лагерлеф. "Путешествие Нильса с дикими гусями"; А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"; А. А. Милн. "Когда-то тому назад..."; Ш. Перро. Сказки; О. Пройслер. "Маленькая Баба Яга"; Д. Родари. "Джельсомино в Стране Лгунов", "Приключения Чиполли-но"; П. Траверс. "Мери Поппинс"; О. Уайльд. "Мальчик-звезда"; Т. Янсон. "Шляпа волшебника"; И. А. Крылов. Басни: "Свинья под Дубом", "Осел и Соловей", "Кукушка и Петух" и др. Сб. "Крыловский вечер в школе" (в изд. для детей).

III
М. Ю. Лермонтов. Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения
"Бородино"
Патриотические чувства поэта, его гордость воинской доблестью солдат в Бородинском сражении. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании, образность языка, звукопись. Тема и идея стихотворения.
Для чтения и бесед
М. Ю. Лермонтов. "Два великана", из поэмы "С а ш к а" (строфы 7, 8); Л. С. Пушкин. Из романа "Евгений Онегин" (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII "Как часто в горестной разлуке..."); Д. В. Давыдов. "П а р т и з а н"; И. С. Никитин. "Русь".
Л. Н. Толстой. Толстой на Кавказе. 
Для чтения и изучения
"Кавказский пленник"
Жизненные факты - основа рассказа. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Дружба Дины и Жилина. Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Сюжет и его значение в раскрытии характеров.
Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.

В. М. Гаршин. Жизненные впечатления и раздумья писателя о народной жизни, отразившиеся в рассказе "Сигнал".
Для чтения и изучения
"Сигнал"
Драматизм событий в рассказе. Причина разного отношения героев (Семен, Василий) к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия как признание своей роковой ошибки. О сюжете и герое. Столкновение персонажей и мотивировка их поступков.
Для чтения и бесед
В. М. Гаршин. "Сказание о гордом "Attalea princeps" (по выбору учителя).
Для самостоятельного чтения: И. И. Козлов. "Сон ратника"; Н. С. Лесков. "Зверь"; Л. Н. Толстой. "Петя Ростов" (отрывок из романа "Война и мир"); О. Туманян. "Самый лучший дом"; Д. Дефо. "Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо" (в изд. для детей); Ф. Распе. "Приключения барона Мюнхгаузена" (в изд. для детей); Д. Свифт. "Путешествия Гулливера" (в изд. для детей); Р. Стивенсон. "Вересковый мед".
IV
Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте.
Для чтения и изучения
"Есть в осени первоначально и...", "Чародейкою зимою..."
Светлая любовь к родной природе. Поэтически-одухотворенное изображение начала осени и зимней поры. Выразительность слова, музыка стиха. Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение).
Для чтения и бесед (по выбору учителя и учащихся)
Ф. И. Тютчев. "Весенние воды", "Зима недаром злите я...".
А. А. Фет. "Ласточки пропал и...". "Скрип шагов вдоль улиц белых...", "Летний вечер тих и ясен...".
Л. Н. Майков. "Весна" ("Уходи, зима седая!.."), "Весна! Выставляется первая рама...", "Пейзаж", "Ласточки", "Осень" (отрывок).
Л. Н. Плещеев. "Весна".

К. Г. Паустовский. Любовь писателя к родной земле как выражение его патриотических чувств.
Для чтения и изучения
"Мещерская сторона"
Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.
Для самостоятельного чтения: В. В. Бианки. "Лесная газета на каждый год"; К. Г. Паустовский. Рассказы (в изд. для детей), сб. "Летние дни", "Корзина с еловыми шишками"; М. М. Пришвин. Сб. рассказов, "Ярик", "О чем шепчутся раки", "Лесной хозяин", "Родные поэты" (сб. стихотворений); Э. Сетон-Томпсон. "Рассказы о животных".

V
А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной.
Для чтения и изучения
"К о с а р ь"
Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Глубина переживаний героя, его удаль и красота. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
Для чтения и бесед
Л. В. Кольцов. "Раздумье селянина", "Доля бедняка" (по выбору учащихся).

И. С. Тургенев. Аннибалова клятва писателя.
Для чтения и изучения
"Муму"
История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью, его трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства. Уродливое влияние на человека отношений барства и рабства.
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к ним.

Н. А. Некрасов. О детстве поэта, его дружбе с крестьянскими детьми.
Для чтения и изучения. "Крестьянские дети"
Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей.
Для чтения и бесед. Н. А. Некрасов. "Школьник".
Ч. Диккенс. "Пип" (гл. I-IV из романа "Большие надежды").
Уйда. "Нелло и Патраш".

Л. Н. Андреев. Сочувствие писателя обезболенным и несчастным.
Для чтения и изучения. "Кусака". Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе. Рассказ как эпический жанр.
Для чтения и бесед. Л. Н. Андреев. "Петька на д а ч е", "А н г е л о ч е к" (по выбору учителя). А. И. Куприн. Гуманность
                                  писателя, любовь к людям и "братьям нашим меньшим".
Для чтения и изучения. "Белый пудель". Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность, отвага против эгоизма и
                 своеволия (Сережа, Трилли). Средства изображения героев в рассказе (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для чтения и бесед. Л. И. Куприн. "Чудесный доктор", "В недрах земли", "Грачи" (по выбору учителя и учащихся). Д. Лондон. "Сказание о Кише".  Ю. П. Казаков. Рассказ о писателе.
Для чтения и изучения. "Тихое утро". Разница в жизненном опыте мальчиков. Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки; уже не мальчик, еще не взрослый (самообладание в минуты смертельной опасности и рев после перенесенного страха). 

Как понимать заглавие рассказа. Лиризм описаний природы. Юмор в рассказе.
Для чтения и бесед
В. П. Астафьев. "Васюткино озеро", "Белогрудка".
В. В. Солоухин. "Мститель". В. М. Шукшин. "Бык"
Ю. Я. Яковлев. "Разбуженный соловьями" (по выбору учителя и учащихся).
Для самостоятельного чтения: Н.Г. Гарин-Михайловский. "Детство Темы"; Ц. В. Григорович. "Гуттаперчевый мальчик"; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в изд. для детей); К. М. Станюкович. "Максимка", "Побег" и др. рассказы (в изд. для детей); А. П. Чехов. "Мальчики", "Беглец"; А. И. Куприн. "Тапер", "Ю-ю"; Кир Булычев. Рассказы; А. П. Гайдар. "Дальние страны", "Тимур и его команда"; В. Ю. Драгунский. "Девочка на шаре"; Ю. П. Казаков. "Арктур - гончий пес", "Ночь", "Тедди"; В. П. Катаев. "Сын полка", "Электрическая машинка"; Г. Н. Машкин. "Синее море, белый пароход"; Л. Пантелеев. "Пакет", "Первый подвиг"; А. Н. Толстой. "Детство Никиты";
Д. Гринвуд. "Маленький оборвыш"; В. Гюго. "Козетта";
Д. Лондон. "На берегах Сакраменто"; Д. Родари. "Поезд стихов"; Р. Роллан. "Жан Кристоф" (фрагменты романа в изд. для детей); Марк Твен. "Приключения Тома Сойера".
Всего на изучение произведений - 112 часов.
На письменные, в том числе творческие, работы - 14 часов.
На уроки по руководству самостоятельным чтением - 10 часов.

6 КЛАСС
(102 часа)


Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 
Для чтения и бесед Былины об Илье Муромце (в пересказе Б. Шергина).
Для чтения и изучения Былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Былина как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Для чтения и бесед "Вольга и Микула Селянинович" 
Для самостоятельного чтения: Былины об Илье Муромце: "Болезнь и исцеление Ильи", "Святогор и Илья Муромец", "Илья Муромец и Идолище", "Три поездки Ильи Муромца", "Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром", "Илья Муромец и Калин-царь", "Добрыня и Змей", "Алеша Попович и Тугарин Змеевич"; "На Буяне, славном острове" (Сборник русского фольклора. Былины, героические предания, исторические и старые солдатские песни); "Десять былин". Сост. В. А. Аникин (былины в пересказе для детей И. В. Карнауховой); "Былины". Сост. Ю. Г. Круглов.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 

Для чтения и бесед
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
"Повесть временных лет" (сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести княгини Ольги за убиение мужа, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
"Слово о погибели Русской земли".
Для чтения и изучения
"Евпатий Коловрат" (из "Повести о разорении Рязани Батыем")
Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Для чтения и бесед
"Ж итие Александра Невского" (фрагменты).
Для самостоятельного чтения: Рассказы начальной русской летописи; Рассказы русских летописей XII-XIV веков.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 


Для чтения и бесед
В. А. Жуковский. "Лесной царь" (из И. В. Гете), "Перчатка" (из Ф. Шиллера), "Суд Божий над епископом" (из Р. Саути), "Рыцарь Роллан" (из Л. Уланда) (по выбору учителя и учащихся).
Для чтения и изучения
А. Н. Майков. "Е ш м а н", А. К. Толстой. "Канут". Понятие о балладе. Связь баллады с устным народным творчеством. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.
А. С. Пушкин. Широта интересов поэта к историческому прошлому и современности, к внутреннему миру человека.
Для чтения и изучения
"Песнь о вещем Олеге"
Летописный источник "Песни...". Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
"Зимнее утро"
Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
"Д убровский"
Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство, власть. "Благородный разбойник" Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Пейзаж и его роль в произведении. Интерьер и его роль. Авторская характеристика. Внутренний монолог.

Иртеньева. Взаимоотношения детей и взрослых. Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап). Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимания писателя.
Повествование от лица героя-рассказчика. 

В. Г. Короленко. События жизни писателя, отозвавшиеся в повести "Дети подземелья".
Для чтения и изучения
"Дети подземелья"
Сочувственное отношение писателя к людям "подземелья", сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица). Портрет литературного героя.


 http://chat.ru/~phenyx (Клуб "Феникс" им. М.А. Булгакова, с 1984 г.)
http://www.well.com/user/vanya/bulgakov.html (Киев)
http://cweb.middlebury.edu/bulgakov/
http://www.mother.com/
http://www.encarta.msn.com/index/conciseindex/10/010AA000.htm?z=1&pg=2&br=1
http://chuma.cas.usf.edu/~lucas
http://www.geocities.com/Atheus/Oracle/3652/master.html
http://www.arachnet.org/bulgakov/biolinks.html
http://ioso.iip.net/ipso/phenyx (Узловая страница московского ЛИТО)

К началу страницы

Рефераты и сочинения

К началу страницы

Литература

 

К началу страницы

Видеофильмы по литературе

 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИДЕОФИЛЬМОВ НА МУЛЬТИМЕДИИНОЙ ОСНОВЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Кудина И.Ю., Курушин А.А.

Опубликовано в : Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов/ под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 1999, - 308 с. (стр. 272-274)

     Появление новых (альтернативных) программ и учебников по литературе, вариативность при изучении того или иного произведения требуют нового подхода к созданию и использованию средств обучения. Безусловно, главное, центральное место .на уроках литературы занимает работа с текстом художественного произведения. Вместе с тем и традиционные средства обучения, и средства новых информационных технологий оказываются весьма эффективными при изучении данного предмета.
   
Видеофильмы по литературе прочно вошли в практику преподавания учителей-словесников. Принципиально новым средством обучения является видеофильм на мультимедийной основе, предназначенный для воспроизведения на персональном компьютере.

Методические подходы к разработке видеофильмов на мультимедийной основе, в первую очередь, связаны с определением их тематики. При изучении литературы художественное произведение попадает в широкий историко-литературный контекст и рассматривается в многообразии существующих между отдельными видами искусств связей.

        Намечая тематику видеофильмов, целесообразно ориентировать на такие разделы курса,
• которые предполагают широкое использование экранного материала (например, “Литература и сценические виды искусства”, “Литература и изобразительные искусства”);
• которые позволяют ввести читателей в творческую лабораторию писателя;
• по которым имеются высокохудожественные образцы изобразительных и сценических произведений;
• для изучения которых необходимо знакомство с современными художниками, режиссерами, творческими студиями.

    Кроме того, видеофильмы на мультимедийной основе должны охватывать максимальное количество обзорных и монографических тем, чтобы предоставить учителю возможность выбора с учетом интересов и уровня подготовки класса.
    При разработке видеофильмов по литературе необходимо обеспечить их жанровое разнообразие, предусматривая:

• традиционный фильм,
• фильм-экскурсию,
• фильм-интервью,
• фильм-беседу за крутым столом.

Жанровое разнообразие не только позволит решать задачи литературного образования, но и формировать целый ряд коммуникативных умений, связанных с использованием различных речевых жанров.

Методически' оправданным является фрагментарное построение видеофильма, облегчающее работу над каждой “порцией” экранного материала.

Зрительный ряд видеофильма на мультимедийной основе может быть весьма разнообразным. Целесообразным является включение материалов, связанных со “второй” жизнью художественного произведения в скульптуре, графике, живописи, театре, кинематографе, причем возможны “неоднозначные” трактовки емкого словесного образа (но, разумеется, только талантливые интерпретации). Возможности мультимедиа позволяют подать материал в разных планах и ракурсах, облегчая тем самым детальное рассмотрение каждого изображения. Кроме того, в зрительном ряду могут быть предусмотрены кадры с ведущим и его собеседниками.

В видеофильме зрительный ряд и сопроводительный текст должны быть связаны по принципу контрапункта и создавать единый зрительно-звуковой поток информации.

Специфика дикторского текста будет определяться жанром видеофильма.

    В дикторский текст фильма можно включать фрагменты текстов художественных произведений в исполнении мастеров художественного слова; комментарии литературоведческого и искусствоведческого характера; высказывания писателей, художников, режиссеров; краткие сведения об авторах того или иного произведения искусства.

    Принципиальное отличие видеофильма на мультимедийной основе от видеофильма, ориентированного на традиционный носитель (видеомагнитофон) определяется его спецификой, позволяющей:

• просматривать фильм целиком и фрагментарно, причем с заранее заданной последовательностью фрагментов;
• возвращаться к любому фрагменту и отдельному кадру;
• останавливать просмотр на “стоп-кадре” и обращаться к литературоведческим источникам, помещенным на том же
CD-ROMе;
• “извлекать” любые кадры и звуковые фрагменты и использовать их в творческих работах учащихся.

Специфика этого средства обучения предполагает изучение традиционных видов работы с экранным материалом. Для видеофильма могут быть рекомендованы различные способы подачи заданий:

• задание включено в закадровый текст;
• задание произносит ведущий с экрана;
• задание сформулировано в титрах;
• возможно комбинированное сочетание различных способов подачи задания.

Мультимедийная основа фильма обеспечивает такую подачу материала, которая позволяет учащимся самостоятельно выбрать степень глубины знакомства с предлагаемой информацией (обращение к тексту произведения, документам, литературоведческим источникам; знакомство с изобразительным материалом). Именно поэтому методически оправдана такая система вопросов и заданий, которая рассчитана на разный уровень подготовки школьников и может быть легко изменена и дополнена учителем-словесником.

Традиционные задания, связанные с выявлением впечатлений от увиденного, эффективно дополняются заданиями, связанными с построением развернутых связных высказываний в определенном жанре (отзыв, рецензия, рассказ экскурсовода и т.д.). Кроме того, школьникам можно предложить на основе литературоведческих и искусствоведческих источников, помещенных на том же CD-ROMе, создать самостоятельный комментарий к отдельным кадрам, дополнить увиденный фильм или самостоятельно разработать сценарий по выбранной теме.

Методические подходы к созданию и использованию видеофильмов на мультимедийной основе по литературе частично реализованы в фильме “Михаил Булгаков Страницы жизни” (автор — Курушин АА.) и методических рекомендациях по его использованию (автор — Кудина И.Ю.).

Видеофильм состоит из 7 фрагментов, рассказывающих о жизни и творчестве М. Булгакова, о сценических интерпретациях его произведений, об иллюстрациях к роману “Мастер и Маргарита”. В зрительный ряд включено более 250 изображений (причем, 30% из них воспроизводится впервые); в дикторский текст входят воспоминания о писателе, фрагменты из его произведений. Кроме того, СО-RОМ включает тексты двадцати произведений М. Булгакова; список литературы о жизни и творчестве писателя; видеоальбом: иллюстрации к произведениям, фотографии писателя, его друзей, близких, современников, памятных мест (всего 300 слайдов).

К началу страницы

Иллюстрации к произведениям Булгакова

К началу страницы

Курушин А.
Последняя модификация: марта 30, 2000.